Основные понятия
• Открытая монополия
• Закрытая монополия
• Естественные монополии
• Х-неэффективность
• Ценополучатель
• Ценоискатель
• Дуополия
В этом плане уместна аналогия с областью изучения типов поведения человека: среди людей не существует 100-процентных представителей холериков, сангвиников, флегматиков или меланхоликов. Характерно лишь преобладание черт одного из типов характера. Значимость же данной классификации для изучения характера поступков людей проверена уже веками
• Модель равновесия Курно
• Ломаная кривая спроса
• Коэффициент концентрации
• Индекс Герфиндаля
Контрольные вопросы
Л
1. Раскройте целевую задачу каждой из трех моделей несовершенной
конкуренции.
2. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. В чем
состоит критерий несовершенной конкуренции? J
3. В чем состоят особенности монополистического рынка? Каковы i
барьеры, ограничивающие доступ на него новых фирм? ;
4. Что принято называть естественной монополией? Отнесете ли вы
систему интернета или гидрометеорологической службы к инсти
туту естественной монополии?
5. В чем состоит рыночное равновесие в условиях монополии?
6. Как осуществляется антимонопольная политика в развитых стра
нах Запада? На какие процессы обращает внимание государство,
проводя контрольный анализ поддержания конкурентоспособно
сти национальной экономики?
7. Какова, по вашему мнению, степень монополизации российской
экономики? На основании каких данных можно судить об этом?
8. Связана ли монополизация российской экономики с существую
щей ныне моделью экономического развития, ориентированной в
первую очередь на производство преимущественно сырьевых това
ров? Какую совокупность причин могли бы обозначить вы?
9. В каких странах легче (при прочих равных условиях) бороться
с монополизацией: в странах с сырьевой экономикой или в странах,
где преобладает обрабатывающая промышленность и сфера услуг?
10. Монополия - это явление, свойственное лишь сфере производства
или же оно может проявляться и в сфере услуг?
11. Может ли проявляться монополизация в сфере массовой инфор
мации? В чем может состоять прагматическая задача?
12. Придерживайтесь ли вы точки зрения о том, что фирма (независи
мо от типа конкуренции) имеет всегда лишь один мотив свой дея
тельности: максимизация прибыли? Могут ли быть и другие ха
рактеристики целевой ориентации предпринимателей?
Каковы особенности олигополистического рынка? Что является
главным барьером на пути проникновения в олигополистическую
14 Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации
рынка?
15 Каковы специфические условия рынка монополистической кон
куренции?
16. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в
формировании рынка монополистической конкуренции?
17. Какую роль играет реклама в процессе дифференциации предлага
емого товара? Опишите позитивный и негативный опыт современ
ной российской рекламы, нацеленной на дифференциацию пред
ложения.
18. Насколько распространена практика монополистической конку
ренции в российской экономике?
19. Дайте характеристику позитивов и издержек монополистической
конкуренции.
20. Исследуя специфику рынка в области искусства, проф. Б.А. Дени
сов в своей книге «Нетрадиционныйбизнес» отмечает: «ВХХсто
летии сформировалась система рыночного монополистического
авторитаризма. Систему артрынка обслуживает индустрия психо
программирования общества: назойливая, ошеломляющая рек
лама, конкурсы красоты, шоу-бизнес, дома моды, фестивали, яр
марки, „фабрики грез", номинации с заранее известными лауреа
тами, „раскручивание" заказных знаменитостей с помощью вер
нисажей, аукционов... Эта индустрия социального зомбирования,
задействующая всю мощь СМИ, способна приравнивать художе
ственные произведения к знаку, клейму или символу». Какую фор
му конкуренции, по вашему мнению, отражает ситуация на дан
ном специфическом рынке?