Совершенная конкуренция

Понятие «совершенная конкуренция» - достаточно емкая категория1. Она включает в себя два аспекта: «рынок совер­шенной конкуренции» и «совершенно конкурентная фирма» (схема 2). По сути дела, речь идет о двух институтах (рынке и фирме), функционирование которых и обусловливает такое явление, как «совершенная конкуренция».

Из этих двух институтов более масштабный характер име­ет первый. В связи с этим логичнее начинать анализ именно с него. В приводимой схеме обозначены те условия, которые предопределяют существование каждого института. Совокуп­ность данных условий представляет, по сути, экономическое содержание обоих понятий (вспомним аналогию: сущность денег выражается их функциями).

Обращаясь к понятию «совершенно конкурентная фир­ма», отметим: данный вопрос рассматривается уже не толь

-

1 Данное понятие введено в научный оборот во второй половине XX в. Тер­мин «совершенная конкуренция» впервые использовал американский эко­номист У. Джевонс.

 


Схема 2

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: составные понятия
  Рынок совершенной конкуренции  
  Характер­ные (функ-циональ-ные) усло­вия 1. Много производителей продукции. 2. Выпуск стандартизиро­ванного (однородного) продукта. 3. Полная информация (в частности, о ценах). 4. Низкие барьеры входа и выхода из отрасли Примеры отаслей: • рынки с/х продукции; • рынки акций и облигаций
  Совершенно конкурентная фирма  
  Характер­ные (функ-циональ-ные) усло­вия 1. Малая доля на рынке. 2. Не контролирует рыноч­ную цену, не имеет сво­ей ценовой политики. 3. Фирма не насыщает ры­нок, работает по посто­янной цене, установив­шейся на рынке. 4. В долгосрочном периоде имеет нулевую экономи­ческую прибыль Примеры фирм: • мелкие фер­мерские хозяйства; • российские «челноки»; • пенсионеры, торгующие на улицах России
         

 

ко в общетеоретическом, но и в практическом плане. Речь идет об условиях оптимизации получения прибыли.

У владельцев совершенно конкурентных фирм отсутству­ют возможность повысить прибыль путем увеличения своей сбытовой цены или изменения объема реализуемой продук­ции. Они вынуждены ориентироваться на существующий «це­новой стандарт» как заданную величину. Фирму в таких ус­ловиях называют «принимающей цену» (a price taker). Для сравнения отметим, что фирмы, не являющиеся совершенно конкурентными, принято называть «объявляющими цену», или «ценопроизводителями» (price makers).

Итак, совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продава­емого ею объема продукции.  

 


Данная ситуация означает, что совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с таким типом спроса, который графически изображается как горизонтальная линия (т.е. об-ладающий абсолютной эластичностью) (рис. 1). В теории при-нято считать, что наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы является критерием совершенной конкуренции.

Совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с тем, что любое количество производимых благ может быть продано только по одной цене. Это значит, что средний доход будет также неизменен и равен цене продукта. Каждая после­дующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая (Р = AR = MR).

Валовой доход для рассматриваемого типа фирмы имеет вид восходящей прямой линии (рис. 2).

Для определения уровня производства, при котором со­вершенно конкурентная фирма будет получать максималь­ную прибыль, можно использовать два подхода:

1) путем сравнения валового дохода (TR) и валовых издер­
жек (ТС);

2) путем сравнения предельного дохода (MR) и предельных
издержек (МС).

 

 

Пои первом способе определения максимальной прибыли

валовой доход изображен прямой линией, поскольку каждаядополнительная единица продукции добавляет одну и ту величину - ее цену (рис. 3). Валовые издержки возрастают Сличением производства, но крутизна кривой данных издержек меняется. Более высокие темпы роста издержек при увеличении производства связаны с законом убывающей отдачи Это связано с неэффективностью, вызванной расшире­нием фирмы, чрезмерным использованием оборудования, по­терей управляемости фирмой.

 

 

Рис. 3. Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (первый способ)

Сравнивая валовые издержки и валовой доход, можно заметить, что точка максимальной прибыли (Q") находится при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.


При втором способе определения максимальной прибы­ли через предельные величины сравнению подлежат суммы, которые дает каждая дополнительная единица продукции (рис. 4). Совместим на одном графике линию предельного до­хода (MR) и кривую предельных издержек (МС). Точка пере­сечения MR и МС (точка Е), в которой они равны, указывает на объем производства, при котором фирма получит макси­мальную прибыль (Q*).

При цене Р: фирма покрывает средние издержки и имеет прибыль на одну единицу, равную расстоянию между точка­ми Е и М. Таковы возможности оптимального варианта.

Рассмотрим теперь иные случаи. Например, если цена не покрывает не только средних общих издержек (АТС), но и средних переменных издержек (AVC), то фирма прекра­тит выпуск товара и будет нести временно убытки, равные величине постоянных издержек (FC) (рис. 5).


Qo Q Рис. 5. Ситуация прекращения производства

Рис. 4. Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (второй способ)

Возможен вариант, когда цена ниже средних общих издержек, но все же выше средних переменных издержек (рис. 6). Вэтом случае фирме выгодно продолжать производство, по­скольку выручка будет покрывать не только переменные из­держки, но и часть постоянных издержек, равных

 

 

Рис. 6. Ситуация минимизации убытков фирмы

расстоянию между точками Е и К. Если фирма в этом случае прекратит производство, то будет вынуж­дена восполнять весь объем по­стоянных издержек, умень­шить которые в краткосроч­ном периоде невозможно.

В длительном периоде та­кое положение фирмы нере­ально, и, скорее всего, это при­ведет к тому, что фирма поки­нет отрасль. Возможно, что таких фирм будет много, и тог­да после их выхода из отрасли сократится предложение дан­ного товара. В результате цена рыночного равновесия повы­сится. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока цена не начнет покрывать, по крайней мере, средние об­щие издержки. Дальнейший рост цены приведет к тому, что фирмы начнут получать экономическую прибыль, что одно­временно послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм. Это, в свою очередь, приведет к увеличению предложе­ния и снижению рыночной цены равновесия. Процесс входа новых фирм в отрасль прекратится, когда цена опять сравня­ется со средними издержками.

Динамика входа фирм в отрасль и выхода из нее в услови­ях совершенной конкуренции предопределяет гипотезу о ну­левой экономической прибыли совершенно конкурентной фирмы в долговременном периоде.

Основные понятия

· Совершенная конкуренция

· Рынок совершенной конкуренции

· Совершенно конкурентная фирма

· «Фирма, принимающая цену» (a price taker)

 

• Фирмы, объявляющие цену» (price makers)

• Общий доход фирмы (TR)

• Средний доход фирмы (AR)

• Предельный доход фирмы (MR)

• Прибыль

• Правило: MR = МС

• Правило: Р = МС

• Точки безубыточности

• Равновесие в условиях минимизации убытков

• Равновесие в долгосрочный период

 

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется многоаспектность понятия «совершенная кон­
куренция»?

2. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою
цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количе­
ства клиентов?

3. Назовите примеры совершенно конкурентных рынков (помим^
сельскохозяйственного производства).

4. Чем отличается кривая спроса отрасли и фирмы в условиях сое
шенной конкуренции? i

5. Дайте характеристику основных черт совершенной конкуренции!
В каких сферах экономики она встречается?

6. Почему фирма-конкурент не может проводить самостоятелы
ценовую политику?

7. В чем заключаются преимущества и сложность работы в условия
совершенной конкуренции?

8. Как определить объем производства, который принесет фирме мак­
симальную прибыль?

9. Каковы условия приостановки деятельности фирмы в краткосроч­
ном и долгосрочном периодах?

 

10. В чем заключается условие оптимизации деятельности фирмы с
использованием предельных величин?

11. Почему в долгосрочном периоде фирмы не получают экономиче­
ской прибыли?

12. Может ли фирма работать в условиях безубыточности в долгосроч­
ном периоде?

 

13 Если меняется рыночная конъюнктура, что должна делать фир-' ма-конкурент?