Совершенная конкуренция
Понятие «совершенная конкуренция» - достаточно емкая категория1. Она включает в себя два аспекта: «рынок совершенной конкуренции» и «совершенно конкурентная фирма» (схема 2). По сути дела, речь идет о двух институтах (рынке и фирме), функционирование которых и обусловливает такое явление, как «совершенная конкуренция».
Из этих двух институтов более масштабный характер имеет первый. В связи с этим логичнее начинать анализ именно с него. В приводимой схеме обозначены те условия, которые предопределяют существование каждого института. Совокупность данных условий представляет, по сути, экономическое содержание обоих понятий (вспомним аналогию: сущность денег выражается их функциями).
Обращаясь к понятию «совершенно конкурентная фирма», отметим: данный вопрос рассматривается уже не толь
-
1 Данное понятие введено в научный оборот во второй половине XX в. Термин «совершенная конкуренция» впервые использовал американский экономист У. Джевонс.
Схема 2
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: составные понятия | ||||
Рынок совершенной конкуренции | ||||
Характерные (функ-циональ-ные) условия | 1. Много производителей продукции. 2. Выпуск стандартизированного (однородного) продукта. 3. Полная информация (в частности, о ценах). 4. Низкие барьеры входа и выхода из отрасли | Примеры отаслей: • рынки с/х продукции; • рынки акций и облигаций | ||
Совершенно конкурентная фирма | ||||
Характерные (функ-циональ-ные) условия | 1. Малая доля на рынке. 2. Не контролирует рыночную цену, не имеет своей ценовой политики. 3. Фирма не насыщает рынок, работает по постоянной цене, установившейся на рынке. 4. В долгосрочном периоде имеет нулевую экономическую прибыль | Примеры фирм: • мелкие фермерские хозяйства; • российские «челноки»; • пенсионеры, торгующие на улицах России | ||
ко в общетеоретическом, но и в практическом плане. Речь идет об условиях оптимизации получения прибыли.
У владельцев совершенно конкурентных фирм отсутствуют возможность повысить прибыль путем увеличения своей сбытовой цены или изменения объема реализуемой продукции. Они вынуждены ориентироваться на существующий «ценовой стандарт» как заданную величину. Фирму в таких условиях называют «принимающей цену» (a price taker). Для сравнения отметим, что фирмы, не являющиеся совершенно конкурентными, принято называть «объявляющими цену», или «ценопроизводителями» (price makers).
Итак, совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. |
Данная ситуация означает, что совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с таким типом спроса, который графически изображается как горизонтальная линия (т.е. об-ладающий абсолютной эластичностью) (рис. 1). В теории при-нято считать, что наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы является критерием совершенной конкуренции.
Совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с тем, что любое количество производимых благ может быть продано только по одной цене. Это значит, что средний доход будет также неизменен и равен цене продукта. Каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая (Р = AR = MR).
Валовой доход для рассматриваемого типа фирмы имеет вид восходящей прямой линии (рис. 2).
Для определения уровня производства, при котором совершенно конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, можно использовать два подхода:
1) путем сравнения валового дохода (TR) и валовых издер
жек (ТС);
2) путем сравнения предельного дохода (MR) и предельных
издержек (МС).
Пои первом способе определения максимальной прибыли
валовой доход изображен прямой линией, поскольку каждаядополнительная единица продукции добавляет одну и ту величину - ее цену (рис. 3). Валовые издержки возрастают Сличением производства, но крутизна кривой данных издержек меняется. Более высокие темпы роста издержек при увеличении производства связаны с законом убывающей отдачи Это связано с неэффективностью, вызванной расширением фирмы, чрезмерным использованием оборудования, потерей управляемости фирмой.
Рис. 3. Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (первый способ)
Сравнивая валовые издержки и валовой доход, можно заметить, что точка максимальной прибыли (Q") находится при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
При втором способе определения максимальной прибыли через предельные величины сравнению подлежат суммы, которые дает каждая дополнительная единица продукции (рис. 4). Совместим на одном графике линию предельного дохода (MR) и кривую предельных издержек (МС). Точка пересечения MR и МС (точка Е), в которой они равны, указывает на объем производства, при котором фирма получит максимальную прибыль (Q*).
При цене Р: фирма покрывает средние издержки и имеет прибыль на одну единицу, равную расстоянию между точками Е и М. Таковы возможности оптимального варианта.
Рассмотрим теперь иные случаи. Например, если цена не покрывает не только средних общих издержек (АТС), но и средних переменных издержек (AVC), то фирма прекратит выпуск товара и будет нести временно убытки, равные величине постоянных издержек (FC) (рис. 5).
Qo Q Рис. 5. Ситуация прекращения производства |
Рис. 4. Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (второй способ) |
Возможен вариант, когда цена ниже средних общих издержек, но все же выше средних переменных издержек (рис. 6). Вэтом случае фирме выгодно продолжать производство, поскольку выручка будет покрывать не только переменные издержки, но и часть постоянных издержек, равных
Рис. 6. Ситуация минимизации убытков фирмы
расстоянию между точками Е и К. Если фирма в этом случае прекратит производство, то будет вынуждена восполнять весь объем постоянных издержек, уменьшить которые в краткосрочном периоде невозможно.
В длительном периоде такое положение фирмы нереально, и, скорее всего, это приведет к тому, что фирма покинет отрасль. Возможно, что таких фирм будет много, и тогда после их выхода из отрасли сократится предложение данного товара. В результате цена рыночного равновесия повысится. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока цена не начнет покрывать, по крайней мере, средние общие издержки. Дальнейший рост цены приведет к тому, что фирмы начнут получать экономическую прибыль, что одновременно послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм. Это, в свою очередь, приведет к увеличению предложения и снижению рыночной цены равновесия. Процесс входа новых фирм в отрасль прекратится, когда цена опять сравняется со средними издержками.
Динамика входа фирм в отрасль и выхода из нее в условиях совершенной конкуренции предопределяет гипотезу о нулевой экономической прибыли совершенно конкурентной фирмы в долговременном периоде.
Основные понятия
· Совершенная конкуренция
· Рынок совершенной конкуренции
· Совершенно конкурентная фирма
· «Фирма, принимающая цену» (a price taker)
• Фирмы, объявляющие цену» (price makers)
• Общий доход фирмы (TR)
• Средний доход фирмы (AR)
• Предельный доход фирмы (MR)
• Прибыль
• Правило: MR = МС
• Правило: Р = МС
• Точки безубыточности
• Равновесие в условиях минимизации убытков
• Равновесие в долгосрочный период
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется многоаспектность понятия «совершенная кон
куренция»?
2. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою
цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количе
ства клиентов?
3. Назовите примеры совершенно конкурентных рынков (помим^
сельскохозяйственного производства).
4. Чем отличается кривая спроса отрасли и фирмы в условиях сое
шенной конкуренции? i
5. Дайте характеристику основных черт совершенной конкуренции!
В каких сферах экономики она встречается?
6. Почему фирма-конкурент не может проводить самостоятелы
ценовую политику?
7. В чем заключаются преимущества и сложность работы в условия
совершенной конкуренции?
8. Как определить объем производства, который принесет фирме мак
симальную прибыль?
9. Каковы условия приостановки деятельности фирмы в краткосроч
ном и долгосрочном периодах?
10. В чем заключается условие оптимизации деятельности фирмы с
использованием предельных величин?
11. Почему в долгосрочном периоде фирмы не получают экономиче
ской прибыли?
12. Может ли фирма работать в условиях безубыточности в долгосроч
ном периоде?
13 Если меняется рыночная конъюнктура, что должна делать фир-' ма-конкурент?