Рыночная конкуренция. Структурные формы
Одним из основных принципов деятельности фирмы является максимизация прибыли, которая представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и общими издержками производства. Издержки при заданной технологии зависят от объема производства (см. тему «Издержки фирмы»). Выручка определяется ценой товара и объемом еговыпуска. Таким образом, задача фирмы по оптимизации прибыли сводится к поиску оптимальных значений объема производства и цены. При этом на поведение фирмы оказывают влияние различные характеристики рынка:
• количество фирм в отрасли;
• свойства продукта, его дифференциация, наличие суб
ститутов;
• полнота информации;
• уровень барьеров входа и выхода из отрасли, определя
ющих степень мобильности ресурсов.
Данные акспекты определяют способность отдельных фирм воздействовать на рынок и контролировать цену. Чем
меньше рыночная власть фирм, тем более конкурентоспособен рынок. В экономической теории указанные характеристики являются критерием классификации рынка и рыночных структур. Принято выделять четыре основные рыночные структуры: • совершенная конкуренция; • монополистическая конкуренция; • олигополия; • чистая монополия. Характеристики данных видов структур приведем в схематической форме (схема 1). |
Схема 1
СОВОКУПНОСТЬ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР | |||
Тип конкуренции | Название рыночной структуры | Наиболее типичные характеристики данной рыночной структуры | Степень контроля над ценами со стороны фирм в условиях данной рыночной структуры |
4 | |||
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ | Совершенная конкуренция | • Множество производителей, действующих независимо друг от друга • Производимый продукт стандартизирован, т.е.однороден • Полная информация о рынке и продукте • Низкие барьеры входа и выхода в отрасль | Отдельные фирмы не контролируют цены на рынке |
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ | Монополистическая конкуренция | • Множество производителей, действующих независимо друг от друга • Производимый продукт дифференцирован, т.е. имеет много реальных и мнимых различий • Низкие барьеры входа в отрасль • Возможность сговора отсутствует | Возможен частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм |
Окончание схемы