СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ В ДОБЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ (на примере нефтяной отрасли)
Ценность природного сырья (объекта собственности всей нации) | —>■ | \ | Отчисления в доход государства (обычный налог, акциз, специальный налог) | ||||
Прибыль (нормальная и предпринимательская) | —►" | \ | |||||
Доход корпорации (чистая прибыль + стоимость сырья) | |||||||
Издержки по добыче природного ископаемого и его транспортировке | —^- | ||||||
-<— | Затраты на покрытие издержек | ||||||
Структура цены добытой нефти |
Структура распределения полученной выручки
В течение ряда лет правительство использовало систему специальных финансовых изъятий (акцизов). В последнее время введен природный налог. Однако в силу неразработанности теории стоимостной оценки природных ресурсов, а также противостояния позиций ряда общественных сил, лоббистского давления на парламент и правительство со стороны природобывающих корпораций, решение вопроса о нахождении оптимального налогового обложения корпораций в добывающей отрасли промышленности продвигается пока еще медленно (схема 9).
Схема 9
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ | |
1. Сложность определения нормы акциза (платежа) для пред приятий, эксплуатирующих месторождения в различных геологических условиях 2. Несовершенство налоговой политики России, которая вос производит современный западный стереотип нейтрального налогообложения (что на Западе обусловлено стремлением к консервации социально-экономической структуры общества) 3. Лоббизм (давление на парламент и правительство со сторо ны лоббистских групп) 4. Подкуп и силовое давление на СМИ, общественные движе ния, партии |
В последнее время, однако, в экономической печати, средствах массовой информации постепенно все шире поднимается вопрос о введении в России так называемой природной ренты (что столь естественно для страны, модель развития которой пока еще преимущественно ориентирована не на готовый продукт, а на сырьевую добычу).
«В отличие от многих других стран, - пишет академик Д.С.Львов, - у России есть фундаментальный источник доходов бюджета, который сегодня, по существу, остается незадействованным. Это рента с природных ресурсов.
Если мы всерьез хотим реформировать нашу экономику, то необходимо в первую очередь отойти от нынешнего чисто символического налогообложения природно-ресурсного потенциала - оно не совместимо не только с ближайшими задачами экономического оздоровления России, но и со стратегией перехода к экологически устойчивому хозяйствованию»1.