Процесс создания благ
Экономическая деятельность человека представляет собой постоянно продолжающийся процесс создания благ. Исторически данное явление прошло значительный путь своей эволюции. На цивилизационном этапе оно приобрело институционально организованную форму производства.
Анализ постоянно повторяющегося процесса производства побудил экономистов классической школы ввести в научный оборот термин «воспроизводство». Постепенно сложился вывод о том, что в данном непрерывном экономическом процессе разумно выделять несколько этапов (или фаз):
1) производство,
2)распределение
3) обмен,
4) потребление.
Классическая школа делает также вывод отом, что следует выделять разные типы воспроизводства:
• простое,
• расширенное,
• суженное1.
Особенностью подхода классической школы является то, что приоритет отдается стадии производства, остальные же стадии рассматриваются как производные. |
1 В рамках современных школ (неоклассики и институционализма) понятие «воспроизводство» вышло из научного оборота. В современных условиях термин «производство» приобрел более широкий смысл. Ушли в историю и такие термины, как: «стадия», «фаза».
В современной экономической науке акценты изменились. Главной целью экономического процесса неоклассическая теория называет удовлетворение потребностей людей (т.е. в эпицентр внимания передвинулась стадия потребления). Все остальные этапы производственного цикла рассматриваются как средство достижения этой цели. |
В целом понятие этапности в анализе процесса производства отошло в прошлое. Стадия непосредственного производства представлена в рамках современного подхода теорией фирмы, фаза распределения - теорией рынков факторов производства, стадия потребления - теорией потребительского поведения. В связи со значительными переменами в системе экономического анализа стартовым элементом в нем выступает теория потребительского поведения.
Существует еще один знаменательный акцент в современном экономическом анализе. Доминирующая линия ориентирована на исследование равновесия в отношении всех субъектов и рынков.