Теоретические школы и учебные курсы: сходство и различие
Теоретическая наука и учебный курс - явления близкие, однако между ними существует и немало различий. Прежде всего, - целевых. Задача науки - привнести в мир специалистов элементы новизны в познании определенного явления. Большую роль при этом играет метод научной полемики между представителями различных направлений. Дискуссионные обсуждения, анализ спорных вопросов, характеристика до сих пор непознанных «белых пятен» - все это элементы науки.
Учебный курс имеет другую методическую задачу. Она состоит в том, чтобы наиболее ясно, четко и логически стройно обеспечить постижение человеком нового блока знаний. До достижения определенного уровня знаний не является целесообразным изложение объемных дискуссионных аспектов и размышлений. Традиционный стиль изложения - нормативный. Психологически он легче и эффективнее воспринимается обучаемой личностью.
Интересен вопрос о том, что имеет более широкий подход: понятие теории или понятие учебного курса? Очевидно, что учебный курс может считаться в определенном смысле более широким понятием. Наука состоит из совокупности школ и направлений. Учебный же курс призван давать информацию обо всей широте полученных на данный момент знаний. Методом умелой комбинации учебные пособия нередко отражают те теории, авторы которых могут находиться в оппозиции ДРУГ к другу.
Учебный курс по экономической теории - это, по сути, умелое и компромиссное обобщение целого ряда теоретических концепций, выстроенных в должной логической иерархии. При этом следует учесть, что логическую линию в экономическом тексте можно строить по-разному, что и объясняет наличие не только различных научных школ, но и вариантов Учебного курса по экономической теории.
36 Раздел I. Введение в экономическую теорию
Предлагая вниманию читателя данную классификационную схему, следует отметить содержащийся в ней элемент условности (без чего не может обойтись ни одна научная классификация). Например, термины «экономике» и «политическая экономия» порой используются и для обозначения % научных направлений. Однако четкость градации необходима для выработки более структурированного представления о той или иной совокупности экономических процессов и явлений.
Рассмотрев общую структуру понятия «экономическая теория», целесообразно более подробно обратиться к категории «учебный курс» (схема 8).
Схема 8
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫСОВРЕМЕННОГО ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» | |||
I | НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ | ||
современные экономические школы | |||
Неоклассика | |||
Неоинституционализм | |||
Монетаризм | |||
Неолиберализм | |||
II. | УЧЕБНЫЙ КУРС | ||
варианты учебного курса | |||
Экономикс | |||
Политическая экономия | |||
Учение о народном хозяйстве |
В структурированном варианте учебный курс «экономическая теория» может быть представлен следующим образом (см. схему 9).
Тема 1 Экономическая теория и пути ее эволюции 37
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВАРИАНТОВ УЧЕБНОГО КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ | ||
ЭКОНОМИКС Имеет широкое распространение в большинстве стран мира (наиболее активно - в англоязычных странах: economics) | Микроэкономика | Раздел курса экономической теории, вкотором анализируется поведение отдельных экономи ческих субъектов (домашних хозяйств, фирм) |
Макроэкономика | Раздел общей экономической теории, в котором рассматриваются проблемы функционирования народного хозяйства как целого. Оно анали зируется как система взаимосвязанных рынков и секторов. Исследуется роль государства как субъекта экономики | |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В определенном объеме курс получил распространение во Франции и России. Под рубрикой «Политическая экономия» публикуются многие научные работы институци-оналистов США | Особенности трактовки в различных странах Во Франции: • Kvpc (economie politique) нацелен на изложение проблем, связанных, взначительной мере, с характеристикой создания и распределения национального дохода, системы ценообразова ния. Материал часто рассматривается не в узкоприладном, формализованно излагаемом стиле, а в широком, проблемно излагаемом ключе. В России: • В ряде учебников курс излагается в форме сочетания отдельных положений марксистской политической экономии и неокласси ки. Из арсенала марксистской науки используются категории и положения, связанные с понятиями «воспроизводство », « цены », « издержки », « прибыль ». Вне использования остались такие поня тия, как «эксплуатация труда», «система экономических зако нов», «система противоречий капитализма», « неизбежная смена капитализма социализмом » | |
УЧЕНИЕ О НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Данный курс преподается в университетах Германии | В Германии: • Ключевой сферой учения о народном хозяйстве (Volkswirtschaftslehre) является экономическая теория. • В широком понимании данный курс охватывает также теорию экономической политики, финансовую теорию и экономичес кую историю. Вспомогательными научными инструментами выступают статистика и эконометрика. • Особенностью курса является четкая структурированная форма подачи материала. Преобладающим методом является дедукция, а не индукция. В изложении зависимостей между явлениями широко используется не только функциональный (что, в первую очередь, характерно для мейнстрима), но и каузальный метод |
38 Раздел I. Введение в экономическую теорию
Представленное в схеме 9 направление курса, названное «Политической экономией», отражает ту теоретическую линию, которая существенно отличается от классической политической экономии XVIII-XIX вв. Сфера ее анализа - преимущественно уже не производство, а обращение. Среди методических приемов активным образом используется в настоящее время математическое моделирование (в чем проявляется сходство с неоклассической школой в рамках курса «Экономикс»). Однако в отличие от последней, современная школа политической экономии не ограничивает свой анализ проблемами, в конечном счете, сводимыми к вопросу о наибольшем экономическом эффекте. В сфере ее интересов - изучение проблем распределения факторных доходов как основы макроэкономического равновесия, глобализации, окружающей среды, богатства и бедности в современном мире, аспектов воздействия на_ экономику социально-политических событий.
Как пишет немецкий экономист П. Козловски, «политическая экономия представляет собой соединение политической философии и экономической науки. Она является экономической теорией политических институтов и политических предпосылок той области культуры, которая называется народным хозяйством»1. |