Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция
В сфере познаний человеческого общества одним из важных звеньев является экономическая наука. В наиболее общем, методологическом плане ее задачи схожи с целями любой другой науки:
1) систематизация элементов познания действительности;
2) определение причинно-следственных и функциональных зависимостей между данными элементами;
3) выявление закономерностей, законов и тенденций в экономической реальности; разработка системы рекомендаций для экономического поведения индивидуума, фирмы и государства.
Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 13
Экономическая наука изучает широкий круг проблем, событий и явлений. В ходе исторического развития в рамках экономической науки сложилась определенная специализация отдельных направлений исследования. Сформировалась совокупность экономических дисциплин, между которыми установилась своего рода иерархическая соподчиненность. Общепризнано, что «заглавную», или «лидирующую», роль в этой совокупности выполняет экономическая теория. В данной науке ярко выражены обобщающие, исходные установки, необходимые для микро- и макроэкономического анализа. Большая часть конкретных экономических наук базируется на постулатах, изложенных в курсе экономической теории.
Первые элементы экономической науки, имевшие форму отдельных высказываний, философских умозаключений по поводу хозяйствования, стали известны в период IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме и Греции. Появление же экономической теориикак сложившейся, зрелой науки относят к XVIII в., связывая этот факт с возникновением «классического» направления в исследованиях, обозначенных, в первую очередь, работами английских экономистов.
Возникновение каждой экономической науки, дисциплины связано с тем, что данное направление исследований выбирает в экономической действительности определенную область, некий «пучок проблем»,фокусируя на нем свое внимание. Данный «пучок» получает статус предмета научного направления.
История развития науки показывает: предмет каждой научной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связано с постепенным накоплением, расширением объема знаний, с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен.
Историческая иллюстрация того, как трансформировался предмет экономической науки, а начиная с XVIII в. - экономической теории, приведена в виде схемы (схема 1).
14 Раздел I. Введение в экономическую теорию
Схема 1: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Представители экономических школ и направлений | Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории) |
1 | |
Экономическая мысль периода античного рабства КсеноФонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.). Автор понятия «экономика» (от греческого словосочетания «ой-кос» - дом, хозяйство, «номос» -правило, закон); Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.) | • Домашнее хозяйство • Способы его увеличения • Умение его разумного использования Разделение хозяйственной сферы на два направления: • экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле); • хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества) |
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.) Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274) | • Религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) • Крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные |
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-X VIII вв.). Томас Мэн (1571-1641). член Совета директоров Ост-индской торговой компании, автор книги «Богатство Англии — во внешней торговле»; А. Монкоетьен (Франция), автор книги: «Трактат политической экономии» (1616 г.). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернатив- ным вплоть до начала XX в. | • Государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего - в области торговли) •Протекционистская Экономическая политика, нацеленная - на усиление роли торгового капитала в экономике • Деньги в форме капитала как источник богатства |
Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 15
Продолжение схемы 1
1 | 2 |
Школа физиократов (XVIII в.) Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической оборот табличное (наглядное) изображение взаимосвязей продуктовых пото ков в обществе. Предпринял первую попытку макроанализа; А. Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремится к либера лизации экономики страны | • Происхождение богатства, закономер ности его роста и распределения таблицы. Ввел в научный •Анализ экономики на основе естествен ного (т.е. близкого принципам природной системы) по рядка • Труд земледельца как единственный источник всякого богатства • Кругооборот в хозяйственной жизни |
Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.) Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причи нах богатства народов» (1776). Смит ввел понятия нормативной и пози тивной экономической теории; Давид Рикардо (Англия. 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения (1817) Жан Батист Сэй (Франция1767-1832). Один из авторов трехфактор ной концепции; Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической эконо мии» (1848). Синтезатор идей клас сической школы | • Наука о происхождении богатства и его распределении между трудящими ся, землевладельцами и капиталиста ми •Политическая экономия - наука об экономических законах (Дж. Милль) •Проблема экономического развития об щества и повышение его благосостояния •Приоритетное исследование ния»; проблем сферы производства. • Понятия «экономический человек» и «невидимая рука рынка» • Теория разделения труда • Теория стоимости товара - •Теория производительного труда - •Теория денег - • Теория доходов • Теория капитала • Теория воспроизводства |
Историческая школа (XIX в.) Фрилрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система поли тической экономии» (1841); Вильгельм Рошер (1817-1894): Бруно Гильдебрант (1812—1878) | • Наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны • Отрицание ортодоксальной, «космополи тической» теории А. Смита - Д. Рикардо. Универсальная; и схоластическая концепция классиков непригодна для |
16 Раздел I. Введение в экономическую теорию
Продолжение схемы 1
Карл Книс (1821-1898) Густав Шмоллер (1838-1917) Адольф Вагнер (1835-1917) Карл Бюхер (1847-1930) | практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт против формализма» оценка «историков» американским экономистом Б.Селигменом • Разработка теории производительных сил • Концепция стадийного экономичес кого развития • Положение об активной экономичес кой политике государства (первые основы теории экономической политики) • «Экономическое воспитание нации важнее непосредственного производст ва материальных ценностей» (Лист) |
Марксизм как теоретическая школа (XIX в.) Карл Маркс (Германия. 1818-1883), «Капитал» (1867); Фридрих Энгельс (Германия1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878); Роза Люксембург (Германия 1871-1919), «Накопление капитала» (1913). В.И. Ленин (Россия. СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917.) Н.И. Бухарин (Россия, СССР1888-1938), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода»(1920) | • Предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распре-деления, обмена и потребления мате риальных благ • Данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение - задача политичес кой экономии • Приоритетное исследование проблем сферы производства |
Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржи нализма, XIX в.) Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), Основы Учения о народном хозяйстве (1871) Фридрих фон Визер(1851-1926) Ойген фон Бём-Баверк (1851-1914) | •Теория стоимости, или ценности (цен ность как выражение предельной полез ности) • Теория ожидания • Приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребле ния |
Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 17
Продолжение схемы 1
1 | 2 |
Неоклассическое направление эконо мической мысли как второй этап «мар жинальной революции» (XIX-XX вв.) АльФред Маюшалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассичес кой экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализ ма. «Принципы экономике» (1890). По инициативе Маршалла с 1902 г. введе но новое изложение экономической теории под названием-«экономике». Тем самым было вытеснено построе ние курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С. Милля. Джон Бейтс Клатж (США, 18471938), основатель «американской школы» маржинализма; Вильфредо Парето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозанской школы» маржинализма. «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) | • Наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потреб ностей • Теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения • Концепция эластичности спроса • Учение о статике и динамике • Макроэкономическое равновесие • Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и; прибыль) - • Общественная максимальная полез ность. «Оптимум Парето» • Приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства |
Теории социального контроля общест ва над экономикой Институциональное направление экономической мысли(XX в.) Институционализм — это в определен ном смысле альтернатива неокласси ческому направлению экономической теории. Тосстейн Веблен (США, 1857-1929). «Теория праздного класса» (1899); Джон Р. Коммонс (США, 1862-1945); Уэсли К. Митчелл (США. 1874-1948) | • Институты (как первичный элемент дви жущей силы обществав экономике и вне ее) • Предметом анализа являются как эко номические, так и неэкономические пробле мы социально-экономического развития • Государственное вмешательство в эконо мику |
Кейнсианство (XX в.) Джон М. Кейнг (Англия. 1883-1946 гг.), | • Анализ экономики в состоянии депрессии |
18 Раздел I. Введение в экономическую теорию
Окончание схемы 1
основатель макроэкономического направления в экономической тео рии. «Общая те ория занятости, процента и де нег»(1936) | •Замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии • Экономическая политика государства |
Монетаризм (XX в.) Милтон Фридмен (США. 1912 г. «Количественная теория денег» Ирвинг Фишер (США. 1867-1947) «Покупательная сила денег: ее опре деление и отношение к кредиту, проценту и кризису» | •Законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономии ческого развития». - • Деньги как экономическая cv6стан ция, «играющая, определяющую роль в колебательном движении экономики», • Взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства |
Отраженные в схеме 1 исторические аспекты свидетельствуют: предмет рассматриваемой науки осуществил за длительный период заметную модификацию. Более того, содержательные компоненты могут меняться и на современном этапе. Эпицентр внимания исследовательских проектов трансформируется практически каждое десятилетие. Например, в 1960-1970-х гг. большое внимание уделялось проблемам развивающихся стран, межстра новому компаративному анализу положения в развитых странах. Возникновение кризиса долгов, проблемы инфляции и безработицы усилили интерес исследователей к этим проблемам в 1980-е гг. В следующем десятилетии на первый план выдвинулись аспекты экономики ресурсов, образования, организации экономической жизни в городах.
Обобщая исторический процесс эволюции того «узла проблем», на изучение которого нацелена экономическая теория, следует отметить: само философское понятие «предмет» сложилось далеко не сразу. Оно возникло лишь на определенном этапе развития той или иной науки. Как отмечает в своей известной работе английский экономист Лайонел Роббинс (1898-1984): «Из самой природы науки вытекает, что определить ее предмет невозможно до тех пор, пока она не достиг ла определенной стадии развития. Единый предмет науки можно определить лишь тогда
Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 19
когда обнаруживается единство тех проблем, которые она в состоянии решить...»1.
Однако и на стадии зрелости науки определение ее предмета - далеко не столь простое дело. Для того чтобы изложить наши представления о природе и значении экономической науки, пишет Л. Роббинс, необходимо определить границы ее предмета, т.е. сформулировать рабочее определение этой отрасли знания. К сожалению, задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Усилия экономистов за последние полтораста лет породили систему общих положений, правильность которых может поставить под сомнение только невежда или упрямец. Но единой точки зрения относительно сущности предмета не существует.
Подводя итог данным рассуждениям, отметим, что в настоящее время господствует то неоклассическое понимание природы экономической науки, которое выражено в определении Л. Роббинс: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное их использование»2.
Став предметом изучения рассматриваемой науки, экономическое поведение людей охватывает все стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Однако интересен еще один исторический эволюционный момент. Мировой кризис 1929-1933 гг. (так называемая Великая депрессия) дал толчок к переориентации с товарно-производственной концепции на сбытовую. Это обусловлено тем, что в экономической реальности эпицентр проблем сместился с одной фазы на другую: задачи производства предпринимательский сектор научился решать достаточно эффективно. Более трудными - вследствие - постоянно
Robbins L. The Subject-Matter of Economics // Rabbins L. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. - L., 1935. На русский язык данная работа, известная во многих странах мира, была переведена лишь спустя 58 лет. См.: Роббинс Л. Предмет экономической науки / THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 93. - М., 1993. - С. 10-23.
Цит. по: Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. - М.: «Дело ЛТД», 1993. - С. 4 (RobbinsL. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. - L., 1935.- P. 16).
20 Раздел I. Введение в экономическую теорию
растущей конкуренции - оказались проблемы реализации создаваемого продукта. Именно это обстоятельство и предопределило то, что неоклассика преимущественное внимание нацеливает сегодня не на стадию производства, а на последующие стадии (прежде всего - распределения и обмена).
Обозначим еще одну характерную черту современной ориентации экономической теории. Данная наука тяготеет к прагматическому принципу: исследование должно проводиться главным образом в отношении тех явлений, которые связаны с острыми, трудно решаемыми проблемами экономики. Успешно реализуемые аспекты хозяйственной жизни практически не создают стимулов для научных поисков.
3. Взаимодействие концепций в экономической теории: