ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ISBN 978-5-85971-941-9

Соответствующий Государственному образовательному стандарту курс экономической теории, представленный в очень наглядной форме. Активно используются такие факторы, как блочность построения материала и зрительные образы. Это дает возможность читателю цельно воспринимать содержание каждой главы, эффективно сохранять его в памяти. Задача пособия — оказание помощи читателю не только в условиях интенсивного изучения (или повторения) курса, но и при подготовке к экзамену по экономической теории.

Пособие поможет также освоить приемы структурированного мышления и методы работы над экономическим текстом (эссе, ре­ферат, диплом, диссертация).

Для студентов и аспирантов экономических вузов. Учебное пособие будет полезно для тех, кто получает второе высшее эконо­мическое образование, а также для преподавателей экономической теории в средней школе.

УДК 330(075.8)

ISBN 978-5-85971-941-9

ББК 65.5я73

 

 

Коллектив авторов, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ко 2-му изданию........................................... ......................10

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.......................................... 12

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

И ПУТИ ЕЕ ЭВОЛЮЦИИ............................................................ 12

1.Экономическая теория:

предмет изучения и его эволюция .............................................................. 12

2. Взаимодействие концепций в экономической теории:
единение и противостояние .......................................................................... 20

3. Институционализм и кейнсианство

как ведущие альтернативные школы ........................................................ 22

4. Методы научного исследования и изложения ........................................ 31

5. Теоретические школы и учебные курсы:

сходство и различие ....................................................................................... 35

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ИНСТИТУ- ЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 41

1.Объективные условия

и противоречия экономического развития............................................... 41

2. Процесс создания благ.................................................................................... 48

3. Экономические субъекты (агенты).............................................................. 49

4. Типы и модели экономических систем....................................................... 52

РАЗДЕЛ П. МИКРОЭКОНОМИКА........................................................................ 64

ТЕМА 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.............................. 64

1. Рынок как экономическое явление. Функции рынка ................64

2. Условия формирования рыночной системы……………………70

 

4 Содержание

3. Институциональная структура рыночной экономики………...71

4. Достоинства и несовершенство рыночного хозяйства .................75

ТЕМА 4. ТЕОРИЯ СПРОСА.......................................................... 81

1. Спрос как экономическая категория. Закон спроса.............................. 81

2. Неценовые факторы спроса......................................................................... 84

3. Эластичность спроса: экономическое содержание,

пока­затели измерения......................................................................................... 87

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ................................... 95

1. Закон предложения: экономическое содержание .................................. 95

2. Неценовые факторы формирования предложения ................................. 96

3. Эластичность предложения:

экономическое содержание, показатели измерения ............................. 98

4. Рыночное равновесие................................................................................... 102

ТЕМА 6. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ.............................................. 106

1. Издержки фирмы и прибыль:

экономические категории........................................................................... 106

2. Структурный состав экономических издержек................................... 111

3. Трансакционные издержки:

позиция институциональной школы ...................................................... 117

5. Проблемы издержек на российских предприятиях ……………………119