Олигополия

Термин “олигополия” буквально означает “мало продавцов”. Принципиально важным является не конкретное количество фирм (две, десять, двадцать), а степень влияния отдельных фирм на рыночную цену. На степень несовершенной конкуренции в условиях олигополии влияет и взаимная зависимость поведения фирм данной отрасли: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска продукции называетсяолигополистической связью.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополии: некооперативная и кооперативная, В первом случае каждая фирма самостоятельно определяет цены и объем выпуска продукции. В результате подобного поведения между фирмами может возникнуть ценовая война ‑ цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на олигополистическом рынке. Как правило, ценовые войны выгодны для потребителей, но пагубны для производителей. Ценовая война приводит к тому, что фирмы последовательно “подрезают” цены друг у друга до тех пор, пока цена не падает до уровня средних затрат, а экономическая прибыль ‑ до нуля. Тогда наступает равновесие, и продавцы назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС, а общий рыночный выпуск становится таким же, как при совершенной конкуренции. Чаще всего ценовые войны из-за своей разрушительной силы недолговечны, и олигополии стремятся ккооперативному поведению, создаваякартели, когда группа фирм действует совместно и согласует решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В картель фирмы одной отрасли объединяются, чтобы устанавливать более высокие цены и сокращать производство. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще возникает тайный сговор негласное соглашение о ценах, разделе рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. В случае успешного олигополистического сговора цены, объем продукции и прибыль будут соответствовать монополистическим. Успехам картельных соглашений препятствует несколько причин. Во-первых, у каждой фирмы, заключившей картельное соглашение, есть сильный соблазн нарушить его, снижая цены на свою продукцию с целью увеличения продаж и собственной прибыли. Во-вторых, вовлечение фирм-участниц картеля в неценовую конкуренцию приводит к увеличению издержек и снижает прибыли. В-третьих, успех картеля в долгосрочном периоде зависит от его способности ограничить вторжение в отрасль новых конкурентов. И последнее: во многих отраслях серьезными конкурентами являются иностранные фирмы. Опыт показывает, что в настоящее время достаточно трудно создать долговечный картель, будь он открытый или тайный.