Глава 19. Историческая типология культур

и теория локальных цивилизаций......................................................... .476

19.1. Н.Я.Данилевский о многообразии культурно-исторических типов .......... 477

19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры .................... .482

19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры ....492

19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры........................................ 503

Глава 20. Основные культурологические течения XX в.............................. 516

20.1. Франкфуртская школа............ '...................................................................... 516

20.2. Постмодернизм............................................................................................... 524

Контрольные вопросы.............................. ,............................ '................................ 536

Литература............................................................................................................... 536

Словарь терминов.............................................................................................. 537

Персоналии.......................................................................................................... 551


Авторы:

Дианова В.М., д-р филос. наук, проф. - 16.3, 17.1, 18.3 (совм. с
Иконниковой С.Н.), гл. 20; •

Иконникова С.Н., д-р филос. наук., проф. - гл. 2, 18.1 (совм. с Диановой В.М.), 18.2, гл. 19;

Каган M.G., д-р филос. наук, проф. - гл. 4, 10, 11;

Кармин А.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 6, 7, 12.1-12.4, 13, 14, 15;

Соколов Б.Г., канд. филос. наук, доц. - 16.1, 16.2, гл. 17;

Соколов Е.Г., д-р филос. наук., доц. - гл. 5, гл. 8, 9, 12.5, 12.6, словарь терминов, персоналии;

Солонин ЮМ., д-р филос. наук, проф., декан философского фа­культета СПбГУ - введение, гл. 1,3.

Научные редакторы: Солонин Ю.Н., д-р филос, наук, проф., декан филос. ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культу­рологии; Каган' М.С., д-р филос. наук, проф. кафедры философии культуры и культурологии философск. ф-та СПбГУ.


Введение

Культурология прочно вошла в состав современного гумани­тарного знания. Она — необходимый элемент всякого серьезного образования, и прежде всего университетского.

Хотя человек давно осознал особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпо­сылок объективного и субъективного характера, чтобы постижение особой сферы человеческого бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению культуроведческой науки. Выде­лению культурологии в самостоятельную область знания предше­ствовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накоп­ление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно — около ста лет назад. В системе образования нашей страны она ут­вердилась еще позже — в течение двух последних десятилетий.

Включение культурологии в систему учебных дисциплин яви­лось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и про­блем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных пер­спективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может ока­заться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэто­му в.данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учеб­ная дисциплина — базовый предмет в системе образова­ния и подготовки кадров.

Для удовлетворения растущего интереса к проблемам истории и теории культуры, обеспечения потребностей учебного процесса в России в последнее время создана обширная база учебной ли­тературы. Она включает в себя уже несколько поколений книг. Их


Введение


Введение


 


быстрая смена в решающей степени определяется успехами куль-туроведческой науки, в результате которых наше знание о культу­ре и тенденциях ее развития, достигнутое к началу XXI в., принци­пиально отличается от того, каким оно было в 1980-е гг., когда появились первые учебники по культурологии, и даже от того, что мы знали о культуре пять лет назад.

Интенсивный рост знаний о культуре получает отражение в постоянном совершенствовании учебных программ по культуроло­гии, введении новых стандартов, содержащих все более серьезные требования к изучающим этот предмет. Авторы данного издания стремились представить учебный материал так, чтобы он, во-первых, отвечал современному уровню мировой культурологической науки по глубине знания и широте охвата проблем и тем и, во-вторых, соот­ветствовал дидактическим требованиям, как существующим, так и прогнозируемым на ближайшее будущее. Таким образом, перед чи­тателем — учебник самого современного типа.

Система образования является сегодня чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимо­сти от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспе­чить основательную подготовку своих студентов по базовым дис­циплинам, в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов, а также институтов и академий социогуманитарно-го профиля. Именно студентам и учащимся такого рода заведений и предназначен данный учебник. Он свободен от односторонности в трактовке материала, сознательно не ориентирован на специфику вузов, с тем чтобы избежать упрощеного и поверхностного изложе­ния материала. Культура рассматривается в нем во всей полноте своего проявления. Таким образом, учебник рассчитан на изучение культурологии по самым полным университетским программам и может быть использован в качестве базового для вузовских про­грамм сокращенного объема.

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая ее теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Из­ложить их все — задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, .выводах, законах, принципах и дру­гих научных формах, находящихся в системном соотношении, со­держательной и логической соподчиненности. Учитывая это, авто­ры попытались избежать распространенных ошибок в выборе учебного материала. Прежние учебники, написанные разными ав­торами, часто оказывались не совместимыми друг с другом и не


соответствовавшими требованиям учебных программ. Разноголо­сица нередко объяснялась неправильно понимавшимся принципом плюрализма. Но культура — это объективная данность, способ жизни людей, реализующих себя в многообразных культурных фор­мах бытия, которые точно фиксируются наукой и не зависят от методологических и идейных принципов исследователей. Поэто­му результаты научных изысканий имеют-в целом объективный характер, и сами методологические принципы не столько противо­стоят друг другу, сколько согласуются и соотносятся между собой, представляя многомерность, многоплановость, содержательное и функциональное богатство культуры и культурной жизни челове­ка. Таким образом, плюрализм не может оправдать произвола и тенденциозности материала многих предшествующих учебников по культурологии.

В основе данного учебника лежит системный подход к понима­нию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечива­ет возможность самостоятельного усвоения более частного и про­изводного материала, даже если он не входит в данную книгу. Этот же подход дает возможность избежать методологической односто­ронности. Будучи не столько общенаучным методом, сколько фило­софски проработанным пониманием действительности, системный взгляд в последнее время получил новое развитие на основе синер-гетического истолкования динамики сверхсложных самоорганизу­ющихся систем, к числу которых относится и культура. Синергети­ка позволяет не только видеть культуру в аспекте устойчиво со­храняющейся функциональной системы, но и раскрывать механизмы распада культур и последующего формирования из хаотичного мно­гообразия их элементов новых устойчивых культурных структур. По отношению к этому методологическому, точнее, философско-ме-тодологическому подходу все другие методологии исследования куль­тур выступают в качестве более или менее частных и взаимодо­полняющих. Данный учебник впервые излагает проблемы культу­рологии именно с этих позиций.

Материал учебника организован слудующим образом. В гл. 1 содержится самое общее введение в материал, имеющее целью по­казать, как культура была «открыта» человеком, каким образом стала предметом его размышлений и — позднее,— научных изысканий. В связи с тем что культура изучается многими науками, в этой главе дается также общее представление о специфике предмета культу­рологии, об особенностях культурологии, отношению к другим на­укам о культуре и другим подходам к ее, изучению.



Введение


 


Глава 2 имеет методико-методологический характер — она зна­комит с основными понятиями культурологии, т.е. с языком этой науки, и главными аспектами видения культуры как целостной си­стемы: таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации культурного феномена.

В гл. 3 дается представление о культуре как об объективной данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека. Это наиболее философская из всех глав учебника. Ее изучение требует особенного внимания.

«Культура вообще» — это абстракция, она нигде не существует в своем чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкрет­ными культурами, принадлежавшими определенным историческим эпохам и сменявшими друг друга. В наше время мы также живем в многокультурном мире: отдельные культурные образования сосу­ществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадают­ся. В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строе­ния. Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в гл. 4.

Какими бы важными и интересными ни были вопросы общетео­ретического характера, их значимость определяется прежде всего тем, что они составляют платформу и необходимую предпосылку пони­мания того культурного мира, в котором мы живем. Он не только многообразен и противоречив — в нем заметна тенденция к куль­турной универсализации жизни, закрепленной понятием «глобализа­ция». Развитие этого процесса происходит под одновременным воз­действием многих факторов социогенного, техногенного, экогенного и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, воз­можности управления процессом ее становления — эти темы имеют не академический характер, а вполне практический смысл, затрагива­ющий человека и человечество в целом. Они освещаются в гл. 5.

Заключительный раздел посвящен изложению сущности различ­ных подходов к изучению культуры, основанных на разных фило­софских, методологических, а порой и политических принципах. Раз­дел дает представление о широте диапазона научного и философ­ского постижения культуры, без которого немыслимо полноценное человеческое существование.


Раздел I

КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ


Глава 1

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологиче­ские времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немец­кого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природ­ном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. При­родное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его раз­вития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культур­ное же состояние начало оцениваться как более высокая ступень человеческой эволюции, на которой он представал творчески про­дуктивным существом. Так, уже в момент возникновения идеи о культуре как об особой сфере человеческой жизни она была оха­рактеризована эргалически и креативно, т.е. связана с активистски­ми представлениями. Собственно, с этого времени мы можем гово­рить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в каче­стве предмета научного познания.

Существенные успехи в учении о культуре были достигнуты к началу XIX столетия в трудах немецкого философа и просветителя И. Г. Гердера. Он разработал понимание культуры в историче-