Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения
В соответствии с учебным планом каждому студенту-заочнику необходимо выполнить контрольную работу по дисциплине «Философия». Контрольная работа выполняется письменно. Ее объем составляет 15-25 страниц, шрифт 14 pt, через полуторный интервал, поля по всему тексту 2 см со всех сторон. Это соответствует объему ученической тетради (24 страницы) в рукописи. Тему контрольной работы студент выбирает из предложенной тематики.
Содержательно контрольная работа состоит из теоретического материала, посвященного рассмотрению основных философских категорий и исторических этапов развития философии, и практического задания (герменевтического практикума).
Текст работы должен быть структурирован, что отражается в оглавлении, раскрывающем выбранную тему (тема и сумма пунктов оглавления должны быть соразмерны, адекватны). В конце работы необходимо указать список использованных источников и литературы.
При условии удовлетворительного раскрытия пунктов плана и темы теоретической части в целом, а также обстоятельности (от нескольких предложений до 1-3 страниц), аргументированности (логической обоснованности, связности, наглядности) и точности (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой) изложения решения задачи контрольная работа зачитывается. Перед экзаменом, на практических занятиях она должна быть защищена. При невыполнении контрольной работы студент не допускается к экзамену.
Вариант 1
1. Проблема происхождения философии.
2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?
Вариант 2
1. Представители и проблематика школ философии Древнего Китая.
2. Почему «наука, которая не решается забыть своих основателей, погибла»?
Вариант 3
1. Философия Древней Индии: предпосылки, школы, проблемы. Философские основания буддизма.
2. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в «неумении смотреть разумом». Что означает «смотреть разумом»?
Вариант 4
1. Проблема поиска первоэлемента как сквозная проблема для натурфилософских школ античной философии.
2. Как можно обосновать тезис: «свобода, честь и совесть – причины самих себя»?
Вариант 5
1. Теория познания Сократа. Метод майевтики.
2. Гегель: «Голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». О чем здесь сказано?
Вариант 6
1. Теория идей Платона. Познание как припоминание.
2. Как можно объяснить высказывание Гегеля о том, что «истина возникает как ересь, а умирает как предрассудок»?
Вариант 7
1. Философская система Аристотеля: метафизика, политика, этика, логика.
2. А. Эйнштейн: «Я хорошо понимаю, почему многие любят колоть дрова, - тут сразу виден результат работы». Над каким отношением к фундаментальной науке он иронизирует?
Вариант 8
1. Этические системы Древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.
2. Ларошфуко: «Философия усложняет жизнь в поисках ее простоты». В чем же «полезность» философии?
Вариант 9
1. Философия Средневековья: основные этапы и проблемы. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.
2. Гегель: «Противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия - критерий заблуждения». Как вы это объясните?
Вариант 10
1. Характер философии эпохи Возрождения.
2. Декарт: «Прошлое – враг мысли». Почему?
Вариант 11
1. Теории познания Нового Времени. Эмпиризм. Учение Фр.Бэкона о «великом восстановлении наук».
2. «Будет ли слышен звук падающего дерева в лесу, в котором никого нет?» О чем спрашивает Дж.Беркли.
Вариант 12
1. Теории познания Нового Времени. Рационализм. Учение Декарта о методическом сомнении.
2. «Интеллигент, - пишет Ю.Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Человека с какими качествами вы бы назвали интеллигентом?
Вариант 13
1. Теории общественного договора в истории философии.
2. Как бы вы обосновали одну из благородных истин Будды: «Жизнь есть страдание»?
Вариант 14
1. Философская система И.Канта: теория познания.
2. По мысли Сенеки, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?
Вариант 15
1. Категорический императив И.Канта.
2. Аристотель полагал, что «сомнение - это начало мудрости». Как же они связаны?
Вариант 16
1. Учение об абсолютной идее Гегеля.
2. Ницше: «Христианство дало Эроту выпить яду. Он не умер от этого, но выродился в порок». Объясните мысль философа.
Вариант 17
1. Проблемы философии жизни. Ф.Ницше. А.Шопенгауэр.
2. Ницше: «То, что совершается из любви, лежит по ту сторону добра и зла». Ваши пояснения.
Вариант 18
1. Особенности русской философии: этапы развития от IX до XX веков; основные направления и представители.
2. Лао-Цзы: «Хороший человек есть учитель дурного, дурной человек есть учитель хорошего». Объясните, как дурной научит хорошему?
Вариант 19
1. Русская религиозная философия.
2. Аристотель: «О чем бы то ни было либо утверждение, либо отрицание». Что это значит?
Вариант 20
1. Краткая характеристика основных философских школ 20 века: феноменология, экзистенциализм, фрейдизм, герменевтика, позитивизм, персонализм, неотомизм, структурализм, аналитическая философия, постструтурализм.
2. Чжуан-Цзы: «Большой человек лишен самого себя». Почему?