Таким образом Аллах сообщает нам о наличии у Него двух великих Имён. «Живой» — Тот, Кто живёт вечно, Кто был всегда и будет всегда, Чьё существование изначально и бесконечно.
Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 388; Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 20.
И Жизнь эта не зависит от каких-либо внешних факторов и существует сама по себе, в отличие от приобретённой жизни творений, которую дарует им Создатель. Жизнь Аллаха — вечная, у неё нет ни начала, ни конца.
«Вседержитель» — то есть Тот, Кто поддерживает жизнь Своих творений, поддерживает порядок, равновесие и гармонию во Вселенной и регулирует все происходящие в ней процессы. Он оберегает и поддерживает всё сущее, дарует удел Своим творениям, заботится о них, создаёт им подходящие для их существования условия, управляет и распоряжается ими, как пожелает. Аль-асма' ва ас-сыфат.
С. 48; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 124; ат- Табари. Ат-Тафсир. Т. 5. С. 388; Ар-равдат ан-надийя. С. 61.
Эти два Имени относятся к величайшим из Прекрасных Имён Аллаха, поскольку они являются своеобразной осью, вокруг которой вращаются все остальные Имена, и значения всех Имён возвращаются к этим двум. Атрибут «Жизнь» предполагает наличие всех совершенных качеств. Поскольку Жизнь Аллаха совершенна, то всё совершенство принадлежит Ему, и Он — абсолютно совершенен. Такое Качество, как «Вседержитель», включает в Себя абсолютную самодостаточность и совершенство могущества Всевышнего Аллаха. Он существует Сам по Себе, независимо ни от чего, и Он не нуждается ни в ком и ни в чём, и в то же время Он поддерживает жизнь других и создаёт необходимые условия для существования Своих творений. Всё существует лишь потому, что Аллах сотворил его, и всё в нашем мире полностью зависит от управления и распоряжения Всевышнего.
Шарх аль-'акыдат ат- тахавийя. С. 124-125.
Эти два Имени очень сильно влияют на жизнь мусульманина, который вериг в них и понимает заключённый в них смысл. Его сердце постоянно связано с Аллахом, он любит Его, поклоняется и подчиняется Ему, потому что он знает, что именно Его Господь мудро распоряжается его судьбой и судьбой всего окружающего, поддерживая во всём порядок и гармонию. И верующий старается жить согласно программе, установленной Всевышним, которая зиждется на мудрости, в которой всё продумано и просчитано, всё на своих местах. Из этой программы верующий черпает жизненные ценности, принципы и стандарты, он старается действовать в соответствии с ней в каждую минуту своей жизни, какими бы ни были обстоятельства49. Всевышний сказал: «Им не овладевает ни дремота, ни сон». Это подтверждает то, что Аллах следит за всем сотворённым, заботится о творениях и поддерживает в них жизнь, и что всё сотворённое существует лишь благодаря этому. Дремота и сон являются признаками неполноценности, несовершенства жизни. Тот, кто спит или дремлет, не может постоянно следить за положением дел в огромной Вселенной и не может быть совершенным. Всевышний Аллах сказал: «Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле». Это подтверждение того, что Аллаху принадлежит всё, и Его владычество безусловно и абсолютно: Он один владеет всем и ни с кем не делит принадлежащее Ему. Когда это убеждение укореняется в сознании и сердцах людей, оно глубоко воздействует на всю их жизнь.
Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Эти Слова Всевышнего помогают нам понять, что такое Божественность и что означает тот факт, что все мы — рабы Всевышнего Аллаха. Любое творение является рабом Аллаха, и оно не может выйти за пределы этого положения, и не может подняться выше и стать чем-то большим, и оно не может заступаться перед Ним иначе, как с Его позволения. Это убеждение разграничивает два понятия: «раб» и «Господь». Между ними нет ничего общего, никакого сходства, и у них нет похожих качеств или свойств.
Всевышний Аллах сказал:
«Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». Эти Слова Всевышнего указывают на то, что Его Знание объемлет всякую вещь. Оно объемлет время, пространство и творения. Кроме того, они указывают на то, что знание творений несовершенно и неполно, и создания знают лишь то, о чём пожелает сообщить им Всевышний Аллах
(Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 396-397; Ар-равдат ан-надийя. С. 64.).
Вера мусульманина в это Качество Аллаха заставляет его не только постоянно помнить о том, что Всевышний видит его, наблюдает за ним и знает о нём абсолютно всё, но и, как следствие, не нарушать установленные Им границы и быстро раскаиваться в содеянном после совершения какого-либо греха. Осознание того, что именно Всевышний, оказывая великую милость, дарует ему знание, наполняет сердце мусульманина благодарностью и изгоняет из него высокомерие, бахвальство и кичливость.