Взаимосвязь между «Единобожием в поклонении» и «Единобожием во владычестве»

 

Связь между этими двумя разделами единобожия заключается в том, что если человек признаёт единоличную власть Аллаха над всем сущим (ТаухидРубубийя), то он обязан признать и то, что поклонения достоин только лишь Аллах, и никто более. Другими словами, Единобожие во владычестве обязывает нас соблюдать Единобожие в поклонении. Кто признаёт Аллаха своим Господом, Творцом и убеждён в том, что только Он управляет делами вселенной, тот обязан поклоняться только Ему одному и не делить своё поклонение между Аллахом и ложными богами.

С другой стороны, Единобожие в поклонении (Таухид Улюхийя) автоматически включает в себяЕдинобожие во владычестве (Таухид Рубубийя). Когда мы принимаем Единобожие в поклонении (Улюхийя), то уже подразумеваем своё убеждение в том, что только Аллах является Творцом всего сущего, и только Он властен над всем, и только Он правит мирозданием (т.е. убеждены в Таухиде Рубубийя). Это значит, что если человек поклоняется одному только Аллаху и не придаёт Ему сотоварищей (т.е. не посвящает своего поклонения и своей веры никому, кроме Него), то он обязательно будет верить, что только Аллах является Владыкой, Господом и Творцом всего, что есть в этом мире. В Коране упоминаются слова пророка Ибрахима (мир ему), с которыми он обратился к своим соплеменникам, почитавшим идолов:

 

«Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы и ваши предки? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния» (Коран, 26: 75-82).

 

Понятие «владычества» (Рубубийя) и понятие «единственности в поклонении» (Улюхийя) иногда встречаются в сурах Корана вместе (в одном предложении или в одном контексте). Тогда каждое из этих двух слов несёт свой особый смысл, соответствующий тому, что было разъяснено выше Например, в словах Аллаха:

 

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа (Робб) людей, Царя людей, Бога (Илях)людей» (Коран, 114: 1-3).

 

[От переводчика: В данном аяте употреблено слово «Господь/Робб», что значит «властитель, владыка, хозяин, управитель, тот, кто взращивает, устраивает». От этого слова происходит и название первого раздела в Единобожии — «Рубубийя». Также употреблено слово «Бог/Илях», оно зачастую переводится с арабского как «Бог», что делается только с целью благозвучности текста, но совершенно не отображает суть данного слова [ Этимология слов «бог» и «божество» в русском языке Чтобы понять, что значит слово «бог» и «божество» в русском языке, обратимся труду епископа Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», в главе «Этимология слова «Бог»» он пишет: «В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий«, в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние«, «счастье«. «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.Греческое слово theos, по мнению Платона, происходит от глагола theein, означающего «бежать«. «Первые из людей, населявших Элладу, почитали только тех богов, которых и теперь еще почитают многие варвары: солнце, луну, землю, звезды, небо. А поскольку они видели, что все это всегда бежит, совершая круговорот, то от этой-то природы бега им и дали имя богов», — пишет Платон. Иными словами, древние видели в природе, ее круговращении, ее целенаправленном «беге» указания на существование какой-то высшей разумной силы, которую не могли отождествить с единым Богом, но представляли в виде множества божественных сил.Однако святитель Григорий Богослов наряду с этой этимологией приводит другую: имя theos от глагола ethein — «зажигать«, «гореть«, «пылать«. «Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель», — говорится в Библии (Втор. 4:24); эти слова повторит и апостол Павел, указывая на способность Бога истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12:29). «Бог есть огонь, а диавол холоден», — пишут святые Варсануфий и Иоанн. «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы, — говорит преподобный Серафим Саровский. — Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола… призовем Господа: Он, придя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит холод ненавистника добра «.Преподобный Иоанн Дамаскин дает еще третью этимологию слова theos от theaomai — «созерцать«: «Ибо от Него нельзя что-либо утаить, Он всевидец. Он созерцал все прежде, чем оно получило бытие».Имя, с которым Бог открылся древним евреям, — Yahweh (Яхве) означает «Сущий«, имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah — быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh — «Я есмь». Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие: «По своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия; Сущий — начало и мера вечности, причина времени и мера времени для всего существующего и вообще становление всего становящегося. Из Сущего исходят вечность, сущность, сущее, время, становление и становящееся, поскольку в Сущем пребывает все сущее — как изменяющееся, так и неизменное… Бог — не просто Сущий, но Сущий, Которого вечно и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия — как настоящих, так и будущих», — пишет автор трактата «О Божественных именах».(«Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»).Как мы видим, все перечисленные смыслы слова «бог» или его латинского эквивалента «theos» или еврейского «Yahweh (Яхве)» сводятся к следующим качествам: 1) «одарять», «наделять», «делать счастливым», 2) «бегать», «двигаться», 3) «зажигать», «гореть», «пылать», «пожигать», «согревать», «воспламенять», «быть огнём поядающим» 4) «созерцать», «видеть», «быть всевидящим», 5) «существовать», «иметь бытие», «жить», «находиться», «быть».

Мы не будем в данной статье разбирать правильность или неправильность данных качеств, нас интересует тот факт, что все эти качества относятся к теме Единобожия во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя). Все данные качества сконцентрированы на описании качеств самого Бога, но не указывают на наши обязанности в отношении Него. Если постараться найти эквиваленты некоторым из смыслов слова «Бог», указанных епископом Иларионом, то больше всего подходят такие имена Аллаха как аль-Ваххаб (Вседарующий), ар-Раззак (Дающий пропитание, Дарующий удел), Шадиду-ль-`икаб (Сильный в наказании), аль-Басыр (Всевидящий), аль-Хайй (Живой), аль-Кайюм (Сущий, Поддерживающий бытие). Данные качества все являются признаком Владычества Аллаха, а, следовательно, слово «Бог» в данном контексте больше соответствует арабскому слову «Робб» (Господь, Владыка, Воспитатель) и указывает на Владычество Аллаха (ар-Рубубийя)

В той же главе епископ Иларион пишет:

На языках германского происхождения слово «Бог» — английское God, немецкое Gott — происходит от глагола, означающего «падать ниц«, падать в поклонении. «Людьми, которые в раннее время стремились сказать нечто о Боге, — говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний, — не было сделано попытки Его описать, очертить, сказать, каков Он в Себе, а только указать на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом, когда вдруг его осияет Божественная благодать, Божественный свет. Все, что человек может тогда сделать, — это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в такой близости и в таком дивном сиянии». Апостол Павел, которого Бог осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, тотчас «упал на землю… в трепете и ужасе» (Деян. 9:4,6).

Из данных слов мы видим, что в английском и немецком языке слова «God» и «Gott» формируются не от глаголов, указывающих на дела самого Бога или Его качества, а от глаголов, указывающих на действие людей в отношении Бога. То есть эти имена указывают на то, что «God» (или «Gott») является объектом поклонения. Именно этот смысл соответствует арабскому слову «илях» , которое значит: «тот, кому поклоняются», «объект поклонения». Слово «илях» несёт в себе смысл, указывающий на обязанности людей в отношении этого божества.], потому что слово «илях» обозначает «объект поклонения, тот, кому люди посвящают своё поклонение». Иначе говоря, слово «илях» имеет более конкретный и определённый смысл, чем русское слово «бог». От слова «илях» образовано и слово «Улюхийя», которое переводится как «право на поклонение, поклоняемость».

Слово «Господь/Робб» в данном аяте значит: Владыка, Властитель, управляющий Своим творением. А слово «Бог/Илях» значит «Достопоклоняемый, Единственный, Кто по настоящему достоин того, чтобы ему поклонялись».

Но в некоторых местах Корана эти два слова упоминаются по отдельности. Тогда каждое из них – на ряду со своим исключительным коренным смыслом- включает в себя смысл другого слова. Это значит, что если сказано «Господь/Робб», то в его смысл включается и «объект поклонения», а если сказано «Илях» (объект поклонения), то подразумевается и «Господь». Например, известно, что допрашивая умершего человека в могиле, ангелы спросят его: «Кто твой Господь (Робб)?» То есть, кому ты поклонялся и кто твой Создатель? Также и в словах Всевышнего:

 

«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь (Робб) – Аллах» (Коран, 22: 40).

 

«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа (робб) помимо Аллаха?» (Коран, 6: 164).

 

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь (Робб) – Аллах», – а потом были стойкими, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам»(Коран, 41: 30).

 

Во всех этих аятах слово «Господь/Робб» включает в себя оба вида Единобожия (во владычестве/Рубубийя, и в поклонении/Улюхийя).

Нужно особо отметить такую важную деталь: миссия всех божьих посланников в основном была направлена на призыв к Единобожию в поклонении (ТаухидУлюхийя), а не к Единобожию во владычестве. Дело в том, что люди зачастую и так признавали Единобожие во владычестве (Рубубийя) в общих чертах, а отрицали его лишь немногие, но даже они делали это лишь внешне (тогда как глубоко в сердце признание владычества Бога было и у них). Но признания только одного аспекта Единобожия недостаточно для того, чтобы человек считался верующим единобожником. Вспомним, что даже Иблис (сатана) признавал господство и владычество Аллаха, но только лишь это не сделало его верующим.

 

«Он (Иблис) сказал: «Господи (Робб)! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное» (Коран, 15: 39).

Владычество Бога признавали даже язычники, к которым был направлен Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).На это указывают ясные аяты Корана:

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Коран, 43: 87).

 

Но подобное признание не помогло язычникам, ведь они не соблюдали Единобожия в поклонении. Поэтому нужно сделать такой вывод: тот, кто признаёт только Единобожие во владычестве (Таухид Рубубийя), ещё не является мусульманином, до тех пор, пока не утвердит в своём сердце Единобожие в поклонении (Таухид Улюхийя) и пока не станет поклоняться одному только Аллаху.

Теперь становится ясным, сколь несостоятельны утверждения мутакаллимов и суфиев, которые твердят, что если человек признает Аллаха своим Творцом и Управителем мира, то этого будет для него достаточно, и кто признает владычество Аллаха (Рубубийя), тот считается мусульманином. Когда в своих книгах по акыде мутакаллимы говорят о Единобожии (Таухид), то дают такие определения, которыми можно охарактеризовать только Единобожие во владычестве (Рубубийя).Например, они говорят: «Единобожие (Таухид) – это убеждение о том, что Аллах существует, что Он является Творцом, ниспосылает жизненный удел» и т. д. Затем они приводят доказательства, подтверждающие Единобожие во владычестве (Рубубийя).

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Все мутакаллимы в своих книгах о рационализме (калям) и логике признают Единобожие (Таухид), но самое большее, что они смогли сделать на этом поприще, – это разделить его на три вида. Они говорят:

«1) Аллах один в своей сущности, никто не разделяет с Ним Его сущности.

2) Он один в своих качествах, никто не обладает подобными качествами.

3) Он один в своих делах, никто не соучаствует с Ним в Его делах. Больше всего они обсуждают последний вид, который они называют «Единобожие в делах» (Таухид аль-Афʼаль), которое подразумевает, что Творец этого мира – один. Они начинают обосновывать это с помощью доводов взаимоисключения (тамануʼ) и другими способами и полагают, что это и есть то Единобожие (Таухид), которое требуется в Исламе. Они считают, что именно в этом заключается смысл слов «Ля иляхаилля-Ллах». Мутакаллимы дошли до того, что стали толковать понятие «Улюхийя» как «способность творить», но ведь известно, что арабские язычники, жившие в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не отрицали этого. Более того, они свято верили, что Аллах — Творец всего сущего, они даже были уверены, что всё происходит только по Его воле и предопределению (Кадар). Тем не менее, они оставались многобожниками» (конец цитаты).

Слова шейха Ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью) подтверждаются кораническим аятом, в котором говорится:

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». (Коран, 16: 36).

Пророки не говорили своим народам: уверуйте, что Аллах – это Творец мироздания. Нет! Все они говорили: поклоняйтесь Аллаху и откажитесь от многобожия!

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) также сказал: «Единобожие (Таухид), которое донесли до нас посланники, заключается в признании, что правом на поклонение обладает только Аллах, это выражено в свидетельстве «Ля иляхаилля-Ллах», и поэтому нельзя поклоняться никому, кроме Него…

…Смысл Единобожия (Таухид) заключается не только в признании владычества Аллаха (Рубубийя) и того, что Он является Создателем Вселенной, как считают некоторые люди, такие как мутакаллимы и суфии. Они полагают, что если приведут доказательства существования Аллаха и Его власти, то тем самым исполнят Единобожие во всей его полноте…

…Если даже человек будет полностью убеждён в наличии у Аллаха Его возвышенных качеств, если он будет отрицать всё то, что ошибочно приписывают Аллаху, будет признавать, что только Он творит и управляет миром, то и тогда он не получит права именоваться единобожником. Он не станет единобожником, пока не засвидетельствует, что нет никакого объекта поклонения, кроме Аллаха, и пока не проникнется абсолютным убеждением, что поклонение можно посвящать только Ему, а затем станет неуклонно придерживаться Единобожия в поклонении единственному Аллаху.

«Илях» – это тот, кому поклоняются, обожествляют и трепетно покоряются. Слово «илях» в арабской речи не имеет смысла «способный к сотворению или изобретению». Если человек будет толковать слово «илях» как «способный к созиданию» и сделает это своим убеждением, будет полагать, что вся суть Единобожия сводится к вере в то, что нет создателя кроме Аллаха (как это делают мутакаллимы и последователи Абу аль-Хасана аль-Ашʼари), то это говорит о незнании им истинной сути Единобожия (Таухид), с которым был послан Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Арабы-язычники утверждали, что единственным Творцом всего является Аллах, но, несмотря на это, они оставались многобожниками. Всевышний сказал:

«Большая часть их (язычников) если и верует в Аллаха, то наряду с Ним поклоняются другим». (Коран, 12: 106).

Объясняя этот аят,праведные предшественники говорили: «Если спросишь их:«кто создал небеса и землю?», они ответят: «Аллах!» Но несмотря на такой ответ,они поклоняются другим богам.

Аллах (Свят Он и Возвышен) говорит в Священном Коране:

«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»

Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»

Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Коран, 23: 84-89).

Мы видим, что не каждый, кто верит в существование Аллаха как Творца и Властителя, является единобожником в плане поклонения. Многие люди верят в Аллаха, но вместе с тем поклоняются другим богам, молятся не Аллаху, просят у идолов и не слушаются Его посланников. Все многобожники и идолопоклонники верят, что Аллах — Творец всего сущего, и несмотря на это, они учредили себе заступников, к которым обращаются со своими молитвами наряду с Аллахом, поставив их в один ряд с Господом миров…

…Поэтому сторонники подобных идей могут поклоняться солнцу, луне, звёздам, они возносят им свои молитвы, обращаются с просьбами, постятся ради них, посвящают им свои жертвоприношения, ищут близости к ним, а затем говорят: «Это не многобожие, потому что многобожием (ширк) будет считаться только тогда, когда человек будет верить, что вышеназванные объекты управляют миром, а если он обращается к ним как к посредникам, то многобожником он, якобы, не является». Но ведь это элементарные основы исламской религии, и каждому мусульманину должно быть известно, что вера в посредников между человеком и Аллахом – это и есть многобожие (ширк)» (конец цитаты).

Сегодня то же самое говорят могилопоклонники, они ищут близости к покойным, посвящая им всевозможные обряды поклонения и говорят: «Это не многобожие, ведь мы не утверждаем, что эти святые являются творцами или управляют делами Вселенной, мы лишь сделали их посредниками, через которых мы приближаемся к Аллаху».

Аллах сказал:

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Коран, 39: 3).

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Из книги «Aль-Иршадилясахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан