Вопрос 2. Перечисление некоторых форм поклонения.
Форм поклонения много, и каждое праведное слово, каждое праведное деяние, совершенное душой или телом, считается одной из форм поклонения, если Аллах любит его или доволен им. Поэтому мы перечислим лишь некоторые из них.
1. Мольба (ду’а). Эта форма поклонения делится на две категории: мольба с прошением и мольба в поклонении.
Всевышний Аллах сказал: «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру» (Гафир, 14);
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Джинн, 18);
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (аль-Ахкаф, 5-6).
Поэтому, если человек молит кого-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, о помощи в том, на что не способен никто, кроме Аллаха, то он является многобожником и неверующим, независимо от того, взывает он к живому творению или к мертвому. Если же человек просит живого человека оказать ему посильную помощь, например, накормить или напоить его и т.п., то он не совершает греха. Но если он взывает к мертвому или к отсутствующему живому человеку и т.п., то он является многобожником, потому что мертвый или отсутствующий человек не способен ответить на его молитву.
Как уже было отмечено, мольба включает в себя две категории: мольбу-прошение и мольбу-поклонение.
Мольба с прошением – это молитва о благе в этом мире и в будущей жизни, а мольба в поклонении включает в себя все богоугодные поступки, совершаемые душой и телом, потому что человек, поклоняющийся Аллаху, словами и поведением просит своего Господа принять его поклонение и вознаградить его за него.
Все коранические повеления взывать с мольбой к Аллаху и запреты на обращение с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, относятся как к мольбе с прошением, так и к мольбе в поклонении.
2, 3, 4. Любовь (махабба), страх (хауф) и надежда (раджа). Об этих формах поклонения мы уже говорили при разъяснении столпов поклонения.
5. Упование (таваккул). Уповать означает положиться на кого-либо или что-либо. Для того чтобы уповать на Аллаха, раб должен искренне вверить свою судьбу Всевышнему Аллаху, положиться на Него и довериться Ему, используя предписанные или дозволенные Аллахом средства, необходимые для обретения блага и оберегания от зла. Всевышний сказал: «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида, 23).
Он также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талак, 3).
6, 7, 8. Чаяние (рагба), боязнь (рахба), смирение (хушу). Под чаянием подразумевается стремление достичь того, что любишь. Боязнь – это страх, заставляющий избегать того, чего страшишься. Смирение же – это такое унижение и преклонение перед величием Аллаха, когда раб покоряется Его предопределению и законам. Всевышний Аллах упомянул эти три формы поклонения и сказал: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (аль-Анбийа, 90).
9. Опасение (хашья). Это – страх, основанный на осознании величия и совершенного могущества того, кого опасаешься. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (аль-Бакъара, 150); «Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (аль-Маида, 3).
10. Обращение (инаба). Под этим подразумевается обращение к Всевышнему Аллаху посредством совершения богоугодных дел и избежания грехов. Всевышний сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар, 54).
11. Мольба о помощи (истиана). Это – молитва о том, чтобы Аллах помог справляться с религиозными и мирскими делами. Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (аль-Фатиха, 5). А в завещании Ибн ‘Аббасу Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Если ты молишь о помощи, то моли об этом Аллаха». «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.
12. Мольба о защите (истиаза). Это – молитва о покровительстве и защите от любых неприятностей. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил» (аль-Фаляк, 1-2).
Он также сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха» (ан-Нас, 1-4).
13. Мольба о спасении (истигаса). Это – молитва об избавлении от несчастья и спасении от погибели. Всевышний Аллах сказал: «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам» (аль-Анфаль, 9).
14. Жертвоприношение (забх). Это – заклание живой твари путем пролития ее крови в соответствии с определенными правилами ради приближения к Аллаху. Всевышний сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (аль-Ан’ам, 162).
Он также сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Каусар, 2).
15. Обет (назр). Это – взятие на себя обязательств выполнить что-либо или совершить необязательное богоугодное дело. Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (аль-Инсан, 7).
Мы упомянули лишь некоторые из форм поклонения. Все они являются правом только одного Аллаха, и запрещается посвящать их кому-либо, кроме Него.
В зависимости от того, чем совершаются эти формы поклонения, они делятся на три категории.
К первой относятся формы поклонения, совершаемые сердцем, такие как любовь, страх, надежда, обращение, опасение, боязнь, упование и т.п.
Вторая категория включает в себя формы поклонения, совершаемые языком, такие как восхваление, провозглашение единобожия, прославление, молитва о прощении, чтение Корана, мольба и т.п.
К третьей категории относятся формы поклонения, совершаемые телом, такие как намаз, пост, закят, хадж, милостыня, джихад и т.п.
Разъяснение данного вида Таухида из других источников:
Этот вид единобожия есть претворение в жизнь смысла свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Свидетельство состоит из утверждения и отрицания.
Отрицание ( «Нет божества») означает отказ от обращения любых видов поклонения к кому-то или чему-то помимо Аллаха.
Утверждение ( «кроме Аллаха») означает искреннее обращение всех видов поклонения к Одному лишь Аллаху так, как велел Он Сам через Своих посланников, да благословит их Аллах и приветствует.
Большинство коранических аятов содержат указание именно на этот вид единобожия. Именно этот вид единобожия стал предметом споров посланников со своими соплеменниками и причиной их враждебного отношения к посланникам:
«Неужели он превратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» Сура 38 «Сад», аят 5.
Таухид аль-улюхиййа – это поклонение одному Аллаху Всевышнему. Слово аль-улюхиййа происходит от слова илях (что значит божество). Это означает, что поклоняться и повиноваться следует только Всевышнему Аллаху. Никто и ничто не должно быть приравнено к Нему в поклонении. Молитва (салят), пост (сиям), закят, Хадж, мольба, исти’ана (обращение за помощью к Аллаху), обет, жертвоприношение, упование (тауаккуль), надежда, страх, любовь и другие, явные и тайные виды поклонения, не должны посвящаться кому-либо помимо Него. Поклоняться Аллаху следует со страхом, надеждой и любовью.
Слово «поклонение» (`Ибада) в арабском языке означает смирение (зулль). Так, например, по отношению к дороге употребляют эпитет «муаббад», образованное от того же корня, если эта дорога уже проторена ногами путников. Это исключительно языковое определение слова «поклонение» (`Ибада). Что же касается его смысла как шариатского термина, то учёные давали разную формулировку его определению, при том что по смыслу они идентичны.
Некоторые из учёных сказали: «Поклонение (`Ибада) – это абсолютная любовь (к Аллаху), сочетающаяся с абсолютным смирением».
Шейх-уль-Ислам ибн Таймийя дал следующее определение: «Поклонение» (`Ибада) – это понятие, включающее в себя все слова и дела как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен». Такое определение является более точным и универсальным. Вся религия полностью является поклонением, которое познается через любовь к Аллаху и смирение перед Ним. Это действительно так, ведь абсолютная любовь в совокупности с абсолютным смирением содержит в себе покорность Тому, кого мы любим, и полное послушание Ему. Раб (абд) – это тот, кого любовь и смирение подчинили тому, кого он любит. Послушание раба божьего своему Господу будет совершенным в той мере, насколько он любит Аллаха и насколько он кроток перед Ним. Истинная любовь и смирение перед Аллахом подтверждаются тем, что человек не поклоняется никому, кроме Него Одного, и отвергает всех выдуманных богов, которых лживо приписывают Всевышнему как неких Его помощников, партнёров и сотоварищей.
Поклонение (`Ибада) неотделимо от таких понятий, как смирение и любовь. Также поклонение имеет три столпа:
1) Любовь к Аллаху.
2) Надежда на милость Аллаха.
3) Страх перед Аллахом.
Все три столпа вместе должны присутствовать при поклонении Аллаху, они неотделимы друг от друга. Если человек будет держаться за что-то одно, то его нельзя считать полноценным рабом Аллаха. Поклонение Аллаху только на основе любви является дорогой суфизма. Поклонение, производимое только в надежде на Его милость и прощение, – путь мурджиитов. Поклонение, совершаемое только в страхе, – путь хариджитов.
Любовь без смирения и послушания не является поклонением, ведь тот, кто полюбил кого-либо, но не смирился перед ним, не называется поклонником (подобно тому как человек любит своего сына или друга). Также одно только смирение и покорность без любви тоже не считается поклонением (подобно тому как человек смиряется перед правителем или угнетателем, которого он опасается). Одного без другого недостаточно для того, чтобы дело стало поклонением. Смирение обязательно должно сопровождаться любовью, необходимо, чтобы Аллах был для человека любимей и дороже всего остального.
Поклонение – это цель в жизни человека, которую любит Аллах и которой Он доволен. Ради этой цели было сотворено человечество. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51: 56).
С этой миссией были отправлены все посланники Аллаха, о чем Всевышний также сказал:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута [ (перешедший границы)– идол, ложное божество, всё то, чему поклоняются, помимо Аллаха.]!»(Коран, 16: 36).
Поклонение (`Ибада) имеет много видов, среди них – намаз (молитва), закят, пост, хадж, честность в словах, сохранение доверенного, почтение к родителям, поддержание родственных уз, соблюдение договоров, побуждение к добру, удержание от зла, борьба на пути Аллаха, благодеяние по отношению к слабым, бедным, сиротам и животным, дуа (мольба), зикр (поминание Аллаха), чтение Корана, – всё это является поклонением. Также любовь к Аллаху и Его Посланнику, страх перед Аллахом и раскаяние перед Ним, жертвоприношение, выполнение обетов, обращение к Аллаху за защитой, помощью и спасением, всё это – поклонение (`Ибада).
Всё поклонение, все его виды должны посвящаться только одному Аллаху и никому другому. Если кто-либо посвятит своё поклонение кому-то помимо Аллаха, как, например, будет обращаться с мольбами, приносить жертвоприношение, посвящать свои обеты (назр) кому-либо, кроме Аллаха, или просить помощи и спасения у умерших или отсутствующих людей, или обращаться к живым присутствующим с просьбами, которые может выполнить только Аллаха, – если человек сделает это, то совершит великое многобожие. Это грех, который не будет прощён, если человек не покается в этом полностью. Не имеет значения, кто является тем кумиром, к которому обращено поклонение, будь то идол, дерево, камень или один из пророков, святых, без разницы живые они или мертвые, всё это является многобожием (ширк). Так сегодня поступают почитатели могил и мавзолеев, и, воистину, Аллах недоволен тем, чтобы наряду с Ним поклонялись ещё кому-либо: будь то приближенному к Нему ангелу или пророку, которого Он отправил к людям, или какому-то праведнику, потому что никто не достоин поклонения, кроме Него.
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» (Коран, 4: 116).
«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Коран, 72: 18).
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Коран, 4: 36).
К большому сожалению, в некоторых странах из могил сделали идолов, которым поклоняются наряду с Аллахом, и при этом такие люди называют себя мусульманами! Некоторые из них молятся кому-то, кроме Аллаха, даже не только у могил, но и вообще, где бы он ни находился. Например, они говорят: «О Посланник Аллаха!» Если что-то случается внезапно или кто-то из них видит нечто неожиданное, странное, то восклицает: «О Посланник Аллаха, помоги!» Или они могут взывать к другим именам. Если же ты станешь запрещать им делать это, они говорят: «Мы знаем, что те, кого мы зовём, ничем не обладают сами по себе, однако они – люди праведные, им дано особое положение у Аллаха. Мы просим через их особый статус, чтобы они заступились за нас». Но они забыли или притворяются непомнящими (ведь они читают Коран), что именно такими и были слова многобожников, которые те говорили Пророку (мир ему и благословение Аллаха), оправдывая своё идолопоклонство. Аллах упомянул в Коране приводимые ими аргументы:
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» (Коран, 10: 18).
Также Аллах сказал:
«Воистину, чистая Вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующего лжеца» (Коран, 39: 3).
Аллах назвал их неверующими лжецами, при том что они «всего лишь» считали этих святых посредниками между людьми и Аллахом, обращаясь к ним с мольбами о получении каких-либо благ. То же самое говорят сегодня поклонники могил и мавзолеев. «Сердца их похожи» (Коран, 2: 118).
Обязанность ученых Ислама заключается в порицании этого подлого язычества и в разъяснении людям той опасности, которую оно несет в себе. А правители мусульман обязаны сносить эти идолы и очистить от них мечети.
Множество великих учёных, просветителей и проповедников высказывали и поныне высказывают своё порицание этому явному многобожию[5], они запрещали это, предупреждали и предостерегали людей, дабы они не совершали этого. К самым известным из них относятся: шейх-уль-Ислам ибн Таймийя, его ученик Ибн аль-Кайим, шейх Мухаммад ат-Тамими, шейх Мухаммад ибн Исмаиль ас-Сан’ани, шейх Мухаммад ибн Али аш-Шаукани, а также множество других учёных прошлого и современности, и все их труды, по милости Аллаха, имеются в нашем распоряжении.
Имам аш-Шаукани в своей книге «Найль аль-аутар» пишет: «Сколько вреда и зла распространилось в мире по причине строительства и украшения могил! Сам Ислам оплакивает это горе. Невежды смотрят на эти могилы так же, как неверные смотрят на своих идолов или даже ещё хуже. Они полагают, что эти мавзолеи могут принести им пользу или нанести вред. Они обращаются к ним с мольбами, если хотят получить что-либо из благ, ищут их защиты и ждут от них сопутствия и успеха. Они просят у них то, что рабы Аллаха просят у своего Господа. Эти невежды выходят в далёкий путь, дабы посетить могилы, затем трутся об них, просят у них защиты и спасения. Они не оставили ни одного из дел, которые совершали язычники времён невежества в отношении их идолов, и повторили всё точь в точь. Все мы принадлежим Аллаху и к нему мы все возвращаемся.
Несмотря на такое подлое злодеяние и столь мерзкое неверие, мы не находим сегодня никого, кто гневался бы ради Аллаха, кто испытывал бы ревность и горел переживанием за эту благородную Религию, не видим ни учёных, ни студентов, ни амиров, ни министров, ни королей.
Часто можно слышать рассказы, в которых не приходится сомневаться, о том, что многие могилопоклонники (или даже большинство из них) относятся к могилам трепетнее, чем к Аллаху. Если, например, поспорив с кем-нибудь из них ты потребуешь принести клятву, то он может поклясться Аллахом и соврать, но если ему скажут: «Поклянись тем своим святым шейхом, назови его по имени», – то увидишь, как он замолчит, пресечется, откажется от клятвы и признается в том, что скрывал. Это самое явное доказательство их многобожия, которое намного страшнее, чем многобожие дуалистов или троебожников.
О учёные Религии! О правители мусульман! Какая беда для Ислама может быть хуже неверия?! Какое горе способно принести больше вреда, чем поклонение кому-то помимо Аллаха? Какая из трагедий мусульман может сравниться с этой трагедией? Какое преступление следует остановить в первую очередь, если не это?
Ты был бы услышан, живого взывая,
Но тех призываешь, кто жизни не знает,
На пламя подуй — оно светом пылает,
Но ты дуешь в пепел, себя очерняя».
На этом заканчиваются слова имама аш-Шаукани (да одарит его Аллах своей милостью). Надо заметить, что по прошествии времени положение с могилопочитанием ещё более ухудшилось по сравнению с тем, что описывал шейх аш-Шаукани. Нет силы и могущества, кроме как с соизволения Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» Аль-Фатиха, 5.
«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода» Верующие, 117.
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него…» Перенос ночью, 23.
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» Женщины, 36.
Всевышний Аллах сказал: Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне. [20:14]
Всевышний Аллах сказал: Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и покинутым. [17:22]
Для воплощения в жизнь этого вида таухида следует соблюсти два условия:
Все виды поклонения следует посвящать не кому-нибудь, а только Аллаху, а также имена и атрибуты, принадлежащие Аллаху, не следует относить к Его творениям. Верующий поклоняется только Аллаху. Он не совершает молитву, не падает ниц и не молит о помощи ни кого, кроме Аллаха. Он не клянется ни кем, помимо Аллаха, не дает обеты никому, помимо Аллаха и не уповает ни на кого, помимо Аллаха.
Все виды поклонения должны побуждать человека к повиновению Аллаху, удерживать его от запретов Аллаха и соответствовать Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Главное условие таухида аль-улюхиййа – это полное подчинение Корану и Сунне.
Поклонение Аллаху – это повиновение и подчинение Его приказам. Поэтому тот, кто является Господом, также является и объектом поклонения. Однако это не означает, что всякий объект поклонения является Господом. Божества, которым поклоняются помимо Аллаха, и те, которые сделали их своими божествами, поклоняясь им, на самом деле, не являются божествами, так как Господь – это создатель, Который обладает абсолютной властью и управляет всем. Аллах Всевышний сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» Марйам, 65.
Все объекты, которым поклоняются помимо Аллаха, не способны принести добро людям и отдалить от них беды. Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие»» Толпы, 38.
Также Аллах сказал: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости» Йунус, 107.
Все объекты поклонения, которые обожествляются людьми помимо Аллаха, не обладают божественной сущностью, так как они являются сотворенными. Они сами не являются создателями и не смогут принести поклоняющимся им добра весом даже с пылинку и не способны отвратить от них бедствия. Так же они не дают им жизнь и не умерщвляют их. Сказал Всевышний Аллах: «Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены. Они не властны принести вред или пользу даже самим себе и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением» Различение, 3.
Таухид аль-улюхиййа – это то, к чему призывали все пророки, посланные Аллахом. Предыдущие общины были погублены именно по причине того, что отрицали этот вида таухида. Обратимся же к тому, что говорит Всевышний Аллах о племени Нуха, мир ему: «…и сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра»» Нух, 23.
Передается от Ибн ‘Аббаса (да помилует его Аллах), что это были имена праведников из племени Нуха, мир ему. После их смерти шайтан стал наущать соплеменников Нуха, чтобы они сделали на их могилах памятники и дали им соответствующие имена. А по прошествии длительного времени, когда знания были утеряны, люди стали поклоняться им. Аль-Бухари.
Поистине это так. Эти события мы также можем наблюдать и в наши дни. Сколько же сегодня существует могил "праведников", на которых были построены мечети, святыни и т.д. Мы видим, как люди приходят на эти могилы и обращаются к их обитателям за помощью. Однако все мы знаем, что когда человека постигает беда, он, воздев руки к небу, обращается с мольбами к одному лишь Аллаху и забывает о других божествах. Всевышний Аллах сказал: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья» Йунус, 12.
Да, после того как Аллах отдаляет от них беды, они вновь придают Ему сотоварищей.
«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» Паук, 65.
Каждый, кто считает себя мусульманином и желает избежать наказания Аллаха, должен признать единство Аллаха и не поклонятся другим божествам помимо Него, так как таухид аль-улюхиййа является началом и концом, внутренней и внешней стороной Ислама. Именно это было первым и последним призывом пророков. По этой причине были посланы пророки, ниспосланы писания, подняты мечи с целью джихада, были отделены верующие от неверных, обитатели Рая от обитателей Ада. Именно это является смыслом выражения Ля иляха илля Ллах (Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» Пророки, 25.
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Рассеивающие, 56.
В прошлом и настоящем, люди не поклонялись одному и единственному божеству. Они поклонялись нескольким божествам и предполагали, что тем самым приближаются к Аллаху посредством них. Слова прошлых и настоящих поколений одинаковы: мы признаем Аллаха, однако ищем пути приближения к нему посредством этих праведников. Аллах сказал по поводу тех, которые ищут подобный путь приближения к Нему, следующее:
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»». Толпы, 3
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» Йунус, 18.
Тем людям, которые признали только таухид ар-рубубиййа, это не принесет пользы, так как Аллах Всевышний в своей Книге называет таких людей неверными. Всякий кто признал таухид ар-рубубиййа и таухид аль-асма ва ас-сыфат, а затем отправился к могиле и совершил жертвоприношение для обитателя этой могилы, считается неверным и многобожником, и он окажется в Аду навечно.
Так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обнажил против них меч и объявил их имущество и жизни дозволенными. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима (Авраама), истинное единобожие. Он не был из числа многобожников».
Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров…» Скот, 161-162.
О люди! Поклоняйтесь Аллаху и ничего не придавайте Ему в сотоварищи и не делайте свои деяния тщетными. Аллах приказывает Своим рабам поклоняться и повиноваться только Ему. Тем, кто повинуется Ему, Он обещал великую награду. Он запретил восставать против Него и устрашил ослушников великим наказанием. Сказал Всевышний Аллах:
«Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние. А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения» Женщины, 13-14.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Единобожие (таухид), с которым пришли посланники, содержит в себе утверждение Божественности только Одного Аллаха, ибо человек, свидетельствующий, что нет божества, кроме Аллаха, не поклоняется никому, кроме Него, не уповает ни на кого, кроме Него, дружит только ради Него, враждует только ради Него и совершает все свои дела только ради Него. Он (таухид) включает в себя подтверждение всех имен и качеств, которыми Аллах охарактеризовал Себя. Всевышний Аллах сказал: «Бог ваш – Бог Единый. Нет божества, кроме Него – Милостивого, Милосердного» (Корова, 163). «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного страшитесь”» (Пчелы, 51). Всевышний также сказал: «А у того, кто взывает наряду с Аллахом к другому божеству, нет в пользу этого никакого довода, и расчет его у его Господа! Воистину, не преуспеют неверные!» (Верующие, 117).
Под таухидом не подразумевается только Таухид ар-Рубубийя, то есть убеждение в том, что только Один Аллах сотворил Вселенную, а именно так полагают философы и суфии. Они предполагают, что если кто-либо подтвердит это доказательством, тот подтвердит совершенный таухид, а кто засвидетельствует это и будет всецело предан этому, тот предастся совершенному таухиду. Однако человек, который признает все качества Аллаха, признавать которые обязал его Всевышний Господь, отдаляет от Него все, от чего Он далек, и признает, что Он Один является Творцом всего, не станет мууаххидом (единобожником), пока не засвидетельствует, что нет божества достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, пока не признает, что Аллах Один является божеством, достойным поклонения, и пока не станет придерживаться поклонения Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. “Божество” – это объект обожествления и поклонения. Слово “божество” не означает “способный к изобретению (сотворению)”.
Арабы-многобожники тоже признавали, что Аллах Один является Творцом всего сущего, но вместе с тем они оставались многобожниками. Всевышний Аллах сказал: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
Ниже приводятся некоторые аяты, указывающие на этот вид единобожия.
Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: „Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!“» Сура 16 «Пчелы», аят 36.
Также Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: „Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!“» Сура 21 «Пророки», аят 25.
И также Всевышний сказал: «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» Сура 43 «Украшения», аят 45.
Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура 2 «Корова», аяты 21-22.
Слова: «Поклоняйтесь вашему Господу» — указание на утверждение, содержащееся в свидетельстве «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
А слова: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» — совершенное, полноценное указание на отрицание, содержащееся в свидетельстве «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
В этом аяте Всевышний Аллах дал нам неопровержимое доказательство правильности свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», которое включает отрицание и утверждение — сотворение небес, земли и того, что между ними.
Сотворение земли и небес — указание на величайшую истину и неопровержимое доказательство единственности Аллаха. Из многочисленных аятов ясно, что способность творить — признак, отличающий ложные объекты поклонения от истинного. Поклонения достоин только тот, кто способен творить, а кто не способен творить, тот сам — нуждающееся творение, не достойное поклонения ни в коем случае.
Это подтверждают многие аяты, в том числе и Слова Аллаха: «…Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: „Аллах — Творец всякой вещи. Он — Единственный, Всемогущий“» Сура 13 «Гром», аят 16.
Из аята можно понять, что верно и обратное: достоин поклонения только Творец.
Всевышний Аллах разъяснил это в суре «Пчелы», упомянув неопровержимые доказательства единобожия: «Он сотворил небеса и землю во истине. Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!», до: «А по звездам они находят правильную дорогу». Эти слова Аллах завершил словами: «Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?» Сура 16 «Пчелы», аяты 3-17.
Из приведенных аятов ясно видно, что достоин поклонения лишь тот, кто творит. Следовательно, тот, кто ничего не сотворил, недостоин поклонения…
И Всевышний Аллах сказал: «Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены» Сура 7 «Ограды», аят 191.
Всевышний Аллах также сказал в суре «Хадж»: «О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого» Сура 22 «Паломничество», аят 73.
То есть, тот, кто не является творцом, не достоин поклонения в любом случае.
Разъясняя в начале суры «Различение» качества того, кто достоин поклонения, и того, кто не достоин поклонения, Всевышний Аллах сказал о качествах того, кто достоин поклонения:
«Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру». А о качествах тех, кто недостоин поклонения, Всевышний сказал:
«Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены» Сура 25 «Различение», аяты 2-3.
В Коране великое множество аятов, подтверждающих, что Всевышний Аллах создал небеса, землю и то, что между ними не просто так, без смысла и назначения.
Когда неверующие решили, что Аллах сотворил небеса землю и то, что между ними, не ради возложения на людей религиозных обязанностей, а также расчета и воздаяния, Всевышний Аллах пригрозил им горем от Огня за эти их скверные предположения. Это отражено в Словах Всевышнего:
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» Сура 38 «Сад», аят 27
Всевышний Аллах опроверг предположения тех, кто считал, что Он сотворил все сущее просто так, а не ради возложения на людей религиозных обязанностей, а также расчета и воздаяния, и разъяснил, что это не приличествует Ему. Так, Всевышний Аллах сказал:
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Господа благородного Трона» Сура 23 «Верующие», аяты 115-116.
То есть Аллах превыше того, чтобы сотворить все сущее просто так, а не ради возложения на людей религиозных обязанностей и воскрешения, расчета и воздаяния.
Аят в суре «аль-Хиджр»:
«Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, только ради истины» свидетельствуют о том, что Всевышний Аллах сотворил все это не ради забавы, не просто так и не без смысла. Таким образом, свидетельство «Ля иляха илля Ллах» означает: нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха.
Во многих аятах в качестве довода против неверующих приводится их признание Господства Аллаха, которое естественным образом предполагает поклонение только Ему, поэтому в Коране неверующим задаются вопросы, целью которых является продемонстрировать, что они признают Единобожие в Господстве. Продемонстрировав это, Всевышний Аллах показывает также, что прямым следствием этого признания должно быть поклонение Ему Одному, поскольку Он Один достоин поклонения. И Всевышний Аллах жестко порицает людей за то, что они придают Ему сотоварищей притом, что они признают, что Он — единственный Господь. Ведь признающий, что Аллах — единственный Господь, обязан принять и то, что только Аллах достоин поклонения.
В качестве примера можно привести Слова Всевышнего:
«Скажи: „Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?“ Они скажут: «Аллах» « И после их признания Всевышний Аллах осудил их и высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: „Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?“» Сура 10 «Йунус» (библ. Иона), аят 31.
Всевышний также сказал:
«Скажи: „Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?“ Они скажут: «Аллаху» «. И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: „Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?“ « потом сказал: „Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?“ Они скажут: «Аллах». И снова, как и в предыдущих аятах, Всевышний Аллах высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей:„Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?“ « потом сказал: „Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?“ Они скажут: «Аллах»». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: „До чего же вы обмануты!“» Сура 23 «Верующие», аяты 84-89.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: „Кто Господь небес и земли?“ Скажи: «Аллах». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей:
„Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?“» Сура 13 «Гром», аят 16.
Всевышний также сказал:
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: „Аллах“» И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: „До чего же они отвращены от истины!“ Сура 43 «Украшения», аят 87.
Всевышний Аллах сказал:
«Если ты спросишь их: „Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну ?“ — они непременно скажут: «Аллах»». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «До чего же они отвращены от истины!» Сура 29 «Паук», аят 61.
Всевышний Аллах сказал:
«…Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Ответ один — Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все, что упоминается вместе с ними, вне всяких сомнений, лучше неодушевленных предметов. И, уже с учетом их признания, Всевышний Аллах упрекнул их: «Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)»; Потом Аллах сказал : «Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями».
И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого»; Потом Аллах сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?» И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» Всевышний Аллах сказал: «Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?»
И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»;
Всевышний также сказал: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Вне всяких сомнений, ответ все тот же, и Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: „Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду“». Сура 27 «Муравьи», аяты 59-64.
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого?» Все тот же ответ: нет, нет среди этих сотоварищей и ложных объектов поклонения никого, кто способен был бы творить, даровать удел, оживлять и умерщвлять. И Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» Сура 30 «Римляне», аят 40.
И подобных аятов в Коране много. Поэтому мы и сказали в другом месте: все вопросы, связанные с единобожием в Господстве — риторические, и под каждым таким вопросом подразумевается утверждение. В аятах мы видим, что вопрос задается с целью показать, что неверующие утверждают на этот вопрос положительно, то есть признают единобожие в Господстве. И за этим признанием неизменно следует порицание за то, что они не признают другой вид единобожия — единобожие в Божественности, поскольку признающий единобожия в Господстве должен неизбежно признавать и единобожие в Божественности. [Аш-Шанкыти. Адва аль-байан.]
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Если бы было достаточно для спасения верить в то, что только Один Аллах является создателем всего, то многобожники спаслись бы. Однако важным является единобожие в поклонении Одному Аллаху (таухид аль-улюхия), который разделяет людей на единобожников и многобожников!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/327.
В качестве примера таких вопросов можно привести Слова Всевышнего: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе?» Сура 14 «Ибрахим» (библ. Авраам), аят 10.
А также Слова Всевышнего: «Скажи: „Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха“». Сура 6 «Скот», аят 164.
Некоторые ученые полагают, что это вопросы, подразумевающие отрицание. Однако внимательное изучение коранических аятов опровергают это предположение. Все указывает на то, что эти вопросы призваны как раз утверждать, поскольку те, о ком идет речь, не отрицают единобожие в Господстве. Напротив, они признают его, как видно из многих аятов.
Единобожие бывает связанным с устремлением — это единобожие в Господстве. А бывает единобожие, связанное с Тем, к Кому устремляются — это единобожие в Божественности.
Божественность включает в себя Господство, а Господство подразумевает Божественность. Таким образом, они взаимосвязаны, однако это не мешает нам понимать каждый вид в своем значении при их совместном упоминании, как в Словах Всевышнего: «Скажи: Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей», а также в Словах Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров». В этих аятах Он назван и Господом, и Богом. А Бог — это Тот, Кто достоин поклонения. А Господь — Тот, Кто распоряжается делами Своего раба и заботится о нем. Поэтому поклонение связано с Его именем «Аллах», а вопрос (испрашивание) связан с Его именем «Ар-Рабб» (Господь).
Молящийся, говоря: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», упоминает сначала о цели (поклонении), а потом о средстве достижения этой цели (испрашивании помощи).
Поскольку поклонение Аллаху неразрывно связано с Его именем (Аллах), так как в словах поминания упоминается это имя. Вспомним слова азана: «Аллах Велик! Аллах Велик!», а также слова свидетельства: «Свидетельствую, что нет божества, достойного полокнения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». И ташаххуд начинает словами: «Приветствия Аллаху…». И так же слова: «Пречист Аллах», «Хвала Аллаху», «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и «Аллах Велик».
Если же говорить о просьбах, то есть обращении к Аллаху с мольбами, то в этих случаях как раз очень часто употребляется имя Аллаха «Ар-Рабб» означающее «Господь».
В качестве примеров можно привести озвученные Кораном слова Адама и Хаввы, мир им обоим: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» Сура 7 «Преграды», аят 23.
Также обращение пророка Нуха, мир ему: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю» Сура 11 «Худ», аят 47.
И слова пророка Мусы, мир ему: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» Сура 28 «Рассказ», аят 16.
А пророк Ибрахим, мир ему, сказал: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают молитву» Сура 14 «Авраам», аят 37.
И он же сказал вместе со своим сыном Ибрахимом: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий» Сура 2 «Корова», аят 127.
И еще обращение всех мусульман: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» Сура 2 «Корова», аят 201.
И таких примеров множество.
И Всевышний Аллах сказал об обладающих разумом: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: „Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне“ Сура 3 «Семейство Имрана», аят 191. [Ибн Таймиййа. Маджму’ аль-фатауа. Т. 10. С. 284.]
Если же говорить о единобожии как его понимают философы и догматики, то они говорят, что «Аль-Вахид» означает, что «у Аллаха нет сотоварищей в Его Сущности, Атрибутах и действиях». По их мнению «Аль-Вахид» — не то же самое, что «Аль-Ахад». Они говорят, что «Аль-Ахад» применительно к Аллаху означает «неделимый в силу того, что он не является ни телом, ни элементом, из которых составляется тело» [«Изхар аль-‘акыда ас-сунниййа». С. 25–26, «Багйату-т-талиб». С. 11. «Аль-маталиб аль-вафийа шарх аль-‘акыда ан-насафиййа». С. 36. Все это высказывания Абдуллаха аль-Хабаши аль-Харари, лидера хабашитов. Он перенял эту идею от мутазилитов. См. «Шарх аль-усуль аль-хамса» кадыя Абду-ль-Джаббара.].
Посмотрите на этого приверженца догматической философии: он считает, что «Аль-Ахад» применительно к Аллаху означает неделимость, потому что делимость присуща телам.
Чтобы лучше понять сказанное, обратимся к его объяснению к такому Атрибуту Аллаха как «Единственность» — «аль-вахданиййа»: «У Всевышнего Аллаха нет второго такого же, и Он не состоит из частей, подобно телам, то есть подобно Трону, Престолу, Раю, Аду, семи небесам, людям, джиннам и ангелам — все это тела, подлежащие делению» [«Шарх ас-сыфат ас-салясат ашара». С. 18.].
Однако при обращении к книгам, посвященным арабскому языку, мы обнаруживаем, что никто из знатоков языка не говорил при разъяснении таких понятий как «таухид» (единобожие), «АльАхад» (Единственный) и «вахданиййа» (единственность), что они означают «неделимый в силу того, что он не является ни телом, ни элементом, из которых составляется тело».
Ибн Фарис утверждал, что корень слова «в-х-д» означает единственность [«Макаййис аль-люга». Т. 6. С. 90.]. Об этом упоминал и аль-Джаухари. [«Ас-Сыхах». Т. 2. С. 745. См. также «Тахзиб аль-люга» (5/192), «Лисан аль-араб» (3/466). И «аль-Камус» (414).].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также опроверг утверждения догматиков о том что «Аль-Вахид» и «Аль-Ахад» означают «неделимый», разрушив своими объяснениями их «здание» с самого фундамента: «Ни в арабском ни в других языках слова „Аль-Вахид“, «Аль-Ахад» и «Аль-Вахиид» не используются иначе как применительно к тому, что они называют телом и делимым».
Далее он приводит примеры:
Всевышний Аллах сказал: «Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким» Сура 74 «Завернувшийся», аят 11;
«Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина» Сура 4 «Женщины», аят 11;
«и ни одного из них не спрашивай о них» Сура 18 «Пещера», аят 22;
«и не поклоняется ни одному наряду со своим Господом». Сура 18 «Пещера», аяты 22, 110;
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к одному наряду с Аллахом». Сура 72 «Джинны», аят 18;
«Если же один многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». Сура 9 «Покаяние», аят 6;
«и нет ни одного равного Ему». Сура 112 «Очищение Веры», аят 4.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, продолжает: «Арабы применяют слово „Вахид“ (Один) к человеку, коню, верблюду, дирхему, одежде, голове предводителю, царю, бедняку, господину и так далее. И подобных примеров не счесть.
Таким образом, эти однокоренные слова используются и арабами, и представителями других народов как раз к тому, что догматики называют «делимым телом», потому что то, что они называют «делимым телом», человек вообще не способен постичь разумом и люди не знают о существовании такого, чтобы говорить о нем. Напротив, человеческий разум и естественная, инстинктивная природа человека «настроены» на отрицание этого…».
Он, да помилует его Аллах, также сказал: «А то, на что нельзя никак указать и что не отделено от всего остального, но и не смешано с ним, арабы не обозначают словами „Вахид“ и «Ахад». Более того, мы вообще не знаем, что это такое, и слова «Вахид» и «Ахад» в действительности указывают на противоположное тому, о чем говорят они» [«Дар’у тааруд аль-акль ва ан-накль». Т. 7. С. 114–117. С сокращениями.].
Философы и догматики «не заметили» единобожие, о котором говорится в Коране — Единобожие в Божественности, то есть единственности Аллаха как объекта, достойного поклонения. Поклонение Одному лишь Аллаху было целью направления посланников к человечеству и ниспослания Писаний. Именно с этим единобожием не соглашались многобожники и в отношении него они проявляли упрямство и неверие. Всевышний Аллах говорит о Своей Единственности в великом множестве аятов, среди которых и Его Слова:
«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного». Сура 2 «Корова», аят 163.
Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, сказал, комментируя этот аят: «Ранее мы уже разъяснили значение Божественности (улюхиййа) — она предполагает обязанность творений поклоняться Одному лишь Аллаху, и слова: «Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного» означают: Которому вы должны повиноваться и поклоняться. Он — единственный объект поклонения и единственный Господь, так не поклоняйтесь же никому, кроме Него. И не придавайте Ему сотоварищей, ибо поистине, те, кого вы придаете Ему в сотоварищи в поклонении Ему — такие же творения Его, как и вы сами, а ваш Бог — Бог Единственный, и нет ни равного, ни подобного Ему».
Он также сказал: «Что же касается слов „Нет божества, достойного поклонения, кроме Него“, то это сообщение Всевышнего о том, что нет Господа миров помимо Него, и Его рабы не должны поклоняться никому кроме Него, и что все помимо Него — Его творения, и все творения должны подчиняться Ему, исполнять Его веления и не поклоняться никому из приравниваемых к Нему лжебогов. Люди должны отказаться от идолопоклонства, потому что все они — Его творения, и все они обязаны признавать Его Единственность и Божественность, и божественность не приличествует никому кроме Него…». [Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 2. С. 64.]
Это подтверждают и Слова Всевышнего, донесшего до нас ответ народа Худа, мир ему:
«Они сказали: „Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты говоришь правду“» Сура 7 «Ограды», аят 70.
Шейх толкователей Корана, ат-Табари, да помилует его Аллах, сказал: «Всевышний Аллах упомянул о том, что адиты сказали Худу: ты пришел к нам для того, чтобы угрожать нам наказанием Аллаха за религию, которую мы исповедуем, дабы мы поклонялись Одному лишь Аллаху и подчинялись Ему безоговорочно и отказались от поклонения божествам и идолам, которым поклонялись наши отцы и отреклись от них? Мы не станем делать этого и не последуем за тобой в том, к чему ты призываешь нас. Давай же, покажи нам уготованное нам наказание за то, что мы отказались быть искренними в поклонении Ему, а мы продолжаем поклоняться идолам, если ты правдив в своих словах». [Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 5, с. 528.]
Из аята ясно следует, что Худ, мир ему, призывал своих соплеменников к единобожию в Божественности, поскольку там сказано: чтобы мы поклонялись Аллаху», а это указание на единобожие в Божественности. А слова «Одному лишь» являются утверждением поклонения Ему и Его единственности как объекта этого поклонения.
Чтобы лучше понять, что подразумевали наши праведные предшественники под единственностью Аллаха и увидеть, что для них единственность Аллаха предполагала единобожие в Божественности, достаточно вспомнить о том, что некоторые из них называли поклонение Аллаху единобожием. То есть эти слова являются синонимами. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал, комментируя Слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» Сура 2 «Корова», аят 21: «Это обращение к двум группам — неверующим и лицемерам: признайте единственность вашего Господа, Который сотворил вас и тех, кто был до вас». [Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 196.]
Ибн Джарир подтвердил это сказав: «Ибн ‘Аббас, комментируя эти слова, сказал, что они означают: признайте Его единственность. То есть: подчиняйтесь безоговорочно и поклоняйтесь только вашему Господу» [Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 196.]
А о Словах Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся» Ибн ‘Аббас сказал: «Мы признаем Твою Единственность и боимся Тебя Одного и на Тебя Одного надеемся, Господь наш». [Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 99.]
Таким образом, величайший знаток Корана Ибн ‘Аббас называл поклонение единобожием.
Аль-Багави сказал: «Ибн ‘Аббас говорил, что упоминаемое в Коране поклонение означает единобожие». [Аль-Багави, «Ат-Тафсир», т. 1. с. 38.]
Об этом упомянуто и в одном из хадисов, переданных Ибн ‘Аббасом, о том, что, посылая Муаза в Йемен, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты придешь к людям из числа людей Писания, и пусть первым, к чему ты призовешь их, будет признание единственности Аллаха». [Аль-Бухари (7322) и Муслим (19).]. А в другой версии говорится: «И пусть первым, к чему ты призовешь их, будет поклонение Аллаху, а когда они узнают Аллаха…». [Аль-Бухари (1458) и Муслим (19).]. А в еще одной версии Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Призови же их засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». [Аль-Бухари (1496) и Муслим (19).].
Очевидно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал сразу три версии — один и тот же хадис передавался в разных версиях, и одно и то же понятие обозначалось в них иногда словом «единобожие», иногда словом «поклонение», а иногда свидетельством «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Поэтому имам ‘Усман ад-Дареми сказал: «Толкование единобожия по мнению мусульманской общины — свидетельство «Нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей», о котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто принесет его с искренностью, тот войдет в Рай». [«Радд ‘Усман ибн Са‘ид ад-Дарми аля Бишр аль-Мариси», с. 362.]
Ниже приводятся некоторые различия между единобожием в Господстве (таухид ар-рубубиййа) и единобожием в Божественности (таухид аль-улюхиййа). [Смотрите еще другие различия у аль-Барикана, «Аль-мадхаль ли-дирасат аль-акыда» (96-97), Шамса аль-Афгани, «Аль-матуридиййа», т. 1, с. 88, и ас-Сулями, «Хакыка ат-таухид», сс. 98-99.].
1. Происхождение слова. «Ар-рубубиййа» — производное от «ар-Рабб» (Господь), а аль-улюхиййа» — от «аль-Илях» (Бог), и значения у этих слов разные.
2. Господство связано с событиями, происходящими во вселенной (творение, дарование удела, оживление умерщвление и так далее), тогда как Божественность связана с велениями и запретами (обязательное, запретное, нежелательное).
3. Многобожники признавали единобожие в Господстве, но не признавали единобожие в Божественности. Именно единобожие в Божественности стало предметом споров между пророками и их народами. А если бы единобожие в Господстве и единобожие в Божественности были идентичными, то и причин для разногласий и споров не было бы.
4. Всевышний Аллах привел в качестве доказательства Своей Божественности и обязательности поклонения Ему Одному Свое Господство и Свои действия. В качестве примера можно привести аят 21 и последующие аяты из суры «Корова». А доказательство и то, что доказывают им, вне всяких сомнений, не могут быть одним и тем же.
5. Признания одного только единобожия в Господстве недостаточно для того чтобы стать мусульманином. Необходимо признание и единобожия в Господстве, которое связано с действиями Всевышнего Аллаха, и единобожия в Божественности, которое связано с действиями рабов Аллаха.
6. Следствием единобожия в господстве является теоретическое знание, тогда как следствием единобожия в Божественности является действие. Это мы сами чувствуем. Страх перед Аллахом, надежда на Его милость, любовь к Нему, смирение перед ним и следствия их — джихад, оставление запретного и так далее — не то же самое, что признание того, что только Аллах является Дарующим удел, Творцом, Распорядителем и так далее. Различия между единобожием подтверждения и знания и единобожием устремления очевидны.
7. Божественность — величайшая цель сотворения джиннов и людей, а также направления посланников и ниспослания Писаний. В отличие от Господства, признание которого изначально свойственно человеку и заложено в его естественной природе. Как сказал Всевышний Аллах:
«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера». Сура 30 «Римляне», аят 30.
8. Единобожие в Божественности включает в себя единобожие в Господстве, но единобожие в Господстве не включает в себя единобожие в Божественности. Кроме того, единобожие в Божественности включает в себя единобожие в Именах и Атрибутах. Очевидно, что содержащее нечто и содержащееся в чем-то — не одно и то же, и в этом не может быть никаких сомнений. Признающий, что Аллах является Творцом всего сущего, может при этом поклоняться кому-то другому, как делали арабы во времена невежества. А тот, кто поклоняется только Аллаху, непременно признает, что Аллах — Творец всего и только Он дарует удел Своим творениям.
Следует упомянуть о том, что имам Абу Ханифа, который является одним из имамов наших праведных предшественников, указывал на это деление: «К Аллаху обращаются с мольбами в высь, а не вниз, потому что понятие „нижний“ не согласуется с Господством и божественностью». [«Аль-фикх аль-абсат», с. 51.].
Слова имама: «К Аллаху обращаются с мольбами в высь» — утверждение возвышенности Аллаха, а это — единобожие в Именах и Атрибутах. А его слова: «не согласуется с Господством и божественностью» — прямое указание на два вида единобожия — единобожие в Господстве и единобожия в Божественности.
Ученик Абу Ханифы имам Абу Йусуф, да помилует Аллах их обоих, также упоминал все три вида единобожия в своих высказываниях. Это передает от него Ибн Манда и Абу аль-Касим аль-Асбахани. [Аль-Асбахани, «Аль-худжжа», т. 1. с. 111–113. Также см. комментарии профессора Али ибн Насыра аль-Факыха, да хранит его Аллах, под словами Абу Йусуфа в «Ат-Таухид» Ибн Манды, т. 3, с. 304–306.].
Имам Абу Джа‘фар ат-Тахауи (ум. в 321 г. х.) сказал в предисловии к тексту «Аль-‘акыда ат-тахауиййа»: «Мы говорим о единобожии, уповая на помощь Всевышнего, что Аллах — Один, и у Него нет сотоварищей, и нет никого и ничего подобного Ему, и для Него нет ничего невозможного, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него…».
А его слова «что Аллах — Один, и у Него нет сотоварищей» подразумевают все три вида единобожия. Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Господстве, и Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Божественности, и Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Его Именах и Атрибутах, а Слова «и нет никого и ничего подобного Ему» — указание на единобожие в Именах и Атрибутах. Слова «и для Него нет ничего невозможного» — указание на единобожие в Господстве, а слова «и нет божества, достойного поклонения, кроме Него» — указание на единобожие в Именах и Атрибутах.
Противоположно признанию Таухида Аль-Улухийя (Признание Единственности Аллахa Всевышнего в Его Божественности и Поклонение). является Многобожие (Ширк), которой бывает двух видов: большой и малой (Ширк). Большое многобожие несовместимо с вышеупомянутым признанием полностью, тогда как малое несовместимо с его совершенством.