Определение объекта исследования и его проблемного поля, выделение предмета исследования, формулировка цели и задач исследования

Объект исследования – это ограниченная конкретными рамками сущность, некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование, являющиеся очевидными для исследователя. Так, например, объектом исследования в дипломной работе может стать:

инструменты рекламы и PR,

внешние и внутренние коммуникации организации,

организация работы служб рекламы и связей с общественностью,

рекламные и PR-кампании,

имидж базисного субъекта,

бренд,

рекламный или PR-текст,

рынок рекламы и PR,

целевая аудитория,

общественное мнение и т.п.

Объект исследования детализируется через его объект. Предмет – это то, что неизвестно об объекте, то, что изучается в процессе исследования. Как правило, предметом может стать отдельный аспект функционирования объекта, соотношение явлений в структуре объекта, от выявления которых может измениться или уточниться представление об объекте, его месте в системе других объектов. Также предметом исследования часто становятся поверхностно изученные теоретические и практические вопросы различных аспектов рекламы и связей с общественностью.

Предмет исследования выявляется студентом в процессе изучения научной литературы и анализа соответствующей практики. Важной предпосылкой для выявления предмета исследования становятся актуальность, важность и перспективность того или иного аспекта в изучении объекта.

Например, при разработке рекламной кампании или кампании по связям с общественностью объектом исследования является предприятие (фирма, организация, учреждение), товар (услуга, работа, идея, проект, социальные приоритеты), торговая марка (бренд).

Предметом соответственно являются планирование комплексной рекламной кампании или кампании по СО с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций, планирование и реализация рекламной кампании или кампании по СО, организация осуществления рекламной кампании или кампании по СО и пр.

Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то», помня при этом, что предмет относится к объекту как часть к целому.

Предмет исследования содержится в названии работы и располагается в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «разработать… что?»).

Цель исследования близка по формулировке к теме дипломной работы. В формулировке цели содержится конкретный результат, который будет достигнут в процессе исследования. Имея в виду, что в теме уже изначально заложена проблема исследования, целью исследования становится решение этой проблемы. Поэтому в формулировку цели включаются следующие сказуемые: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или слова, имеющие близкие значения.

Стоит помнить о том, что дипломная работа – это научно-исследовательская работа, то есть работа направленная на установление нового знания о мире. Поэтому целями не могут быть мыслительные операции («проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»), а только сам результат мышления. Анализ является методом исследования, а следовательно, не может быть конечной целью.

Задачи – это своего рода шаги по направлению к цели. Они одновременно связаны с темой и структурой работы. Как правило, количество решаемых задач равно количеству параграфов работы, а формулировки задач созвучны наименованиям параграфов.

Задачи исследования можно разделить на три группы: теоретические, практические и направленные на осмысление полученных результатов. Теоретические задачи позволяют осмыслить обозреть или охарактеризовать объект в его проблемном поле. Практические задачи позволяют применить конкретные методы для исследования предмета исследования. Осмысление полученных результатов – это задачи по сбору, сопоставлению, систематизации данных, анализ полученных результатов в соотнесении с целью работы.

2.3. Написание введения и составление плана работы

Структура введения дипломной работы включает в себя следующие содержательные блоки:

- обоснование выбора темы, ее актуальность, методологические основы;

- объект, предмет, цель исследования и задачи исследования;

- источниковая база исследования;

- теоретико-методологическая база;

- структура работы;

- практическая значимость исследования.

Характеристика источниковой базы исследования представляет собой конкретизацию объекта за счет ограничения документальной основы – законов и подзаконных актов, связанных с объектом исследования, локальных нормативных актов организации, кодексов, корпусов текстов рекламы или медиатекстов за конкретный период на конкретных носителях и др.

Например, если объектом исследования является коммуникация органов власти и граждан с использованием Интрнет-ресурсов, источниковую базу исследования составят следующие источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (дата обращения: 16.01.2014).

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156812/ (дата обращения: 13.03.2014).

3. Концепция формирования в Российской федерации электронного правительства до 2010 года. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86005/ (дата обращения: 13.03.2014).

4. Информационное сообщение о «Единой системе идентификации и аутентификации». URL: http://www/ minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=59 (дата обращения: 12.03.2014).

При описании теоретико-методологической базы исследования перечисляются сферы научного знания, ставшие основой для методов, используемых в работе, а также непосредственно методология. Важно помнить о том, что используемые методы должны решать конкретные задачи исследования. Так, например, если в задачи исследования входит характеристика медиаобраза базисного субъекта PR, то для ее решения лучше всего подходит метод контент-анализа текстов СМИ. А для решения задачи исследования подходят социологические методы: фокус-группы, анкетирования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы в практике маркетинговых коммуникаций, педагогической, научной работе, связанной с темой исследования.