Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

ЛОГИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс 1

Семестр 2

Форма обучения очная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 семестр

Квалификация выпускника специалист

Москва, 2014

Составитель: Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 031003.65 Судебная экспертиза.

Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин, протокол № 11 «29» апреля 2014 г.

 

Зав. кафедрой Щеглов Анатолий Федорович, кандидат экономических наук, доцент

 

 

Рабочая программа утверждена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия».

 

© Российская академия правосудия, 2014

 

© Михалкин Н.В. 2014


 

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины…………….……………………………….3

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)………………………………………………………..3

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………….. 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………….5

5. Содержание дисциплины………………………………………………. 5

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……26

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………28

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………....29

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины логика являются:

- формирование у студентов правильного мышления;

- развитие умений и навыков построения умозаключений и доказательств;

- стимулирование потребности к активному использованию знаний логики в профессиональной деятельности;

-формирование активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала;

- развитие понимания, интерпретации и объяснения материалов юридической практики;

- выработка навыков логически непротиворечивого изложения своих мыслей;

- умение логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем юридической практики;

- овладение правилами и приемами ведения аргументации;

- развитие познавательных способностей.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Логика является учебной дисциплиной, которая входит в вариативную часть образования студентов в Российской академии правосудия. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам формировать и развивать у себя правильное мышление, целостное представление и понимание различного вида знаний, способствует приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.

Курс логики включает следующие темы: Логика и язык права. Суждение и норма права. Вопросно-ответные ситуации. Понятия. Определение и классификация понятий. Законы логики как правила выводного знания. Умозаключения. Дедукция, индукция, умозаключение по аналогии. Логические основы аргументации. Правила и приёмы оптимизации отношений между оппонентами и повышения эффективности передачи информации. Тактика аргументации. Доказательство и опровержение. Варианты использования софизмов, парадоксов и уловок при аргументации в судебной практике. Формы развития знания: задача, проблема, гипотеза, версия. Особенности судебно-следственных версий и гипотез.

Систематическое изложение данных тем составляет основу формирования правильного мышления у студентов и их культурно-мировоззренческой ориентации.

Основные положения логики будут использоваться при изучении всех учебных дисциплин.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

- способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

- способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

В результате изучения дисциплины студентдолжен:

знать:

- предмет логики, логические формы мысли, как они связаны между собой;

- законы логики и правила выводного знания;

- основные виды умозаключений и доказательств;

- содержание, структуру, виды и формы аргументации.

- виды вопросов и их роль в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, страны;

уметь:

- различать и использовать разные формы мышления;

- использовать законы логики для правильного построения вопросов, осуществления умозаключений и доказательств в профессиональной юридической деятельности;

- применять привила аргументации в учебной и практической деятельности юриста;

владеть:

- навыками самостоятельного применения средств чувственного и рационального познания, а также аргументации в юридической практике;

- законами возникновения, развития мысли, а также правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений;

- методами анализа различного вида и уровня социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений;

- навыками работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы