Различают: мировой, национальные и региональные художественные рынки, каждому из которых присущи свои особенности ценообразования.

Художественный рынок – это система со- циокультурных и экономических отношений, связанных с товарооборотом произведений изобразительного искусства и оплатой услуг по исполнению художественных работ. Будучи важным компонентом культуры, ху- дожественный рынок формирует материальную основу развития изобразительного искусства, существенно и разносторонне влияя на создание, распространение и бытование художественных произведений, на судьбы их авторов и художе- ственную жизнь общества. Из этого следует, что объективное представление о развитии искусства требует ясного понимания места, роли и значе- ния художественного рынка, знания его истории, специфики, форм и механизмов действия. Всестороннее осмысление генезиса худо- жественного рынка дает возможность точнее и полноценнее с позиций современного научного понимания описать, в частности, историю раз- вития отечественного искусства, по-новому и непредвзято взглянуть на многие ее аспекты, до- полнить и обогатить ее рядом примечательных эпизодов и фактов. Без этого, в свою очередь, невозможен и анализ общей картины совре- менной петербургской художественной жизни, которая в значительной мере влияет на худо- жественную жизнь России и на то положение, которое русское искусство занимает в мировом художественном пространстве. Искусствоведческий анализ художествен- ного рынка должен строиться на представлении о двух его областях, каждая из которых имеет собственную историю развития, специфику и внутренние механизмы. Первую следует назвать «первичным худо- жественным рынком»; ее особенность состоит в том, что художник как «производитель товара» является непосредственным участником («субъ- ектом») рыночных отношений. Вторую область назовем «вторичным ху- дожественным рынком»; ее особенность за- ключается в том, что произведение искусства как «товар» отчуждается от своего создателя и бытует на рынке независимо от него. Вторичный рынок охватывает не только антикварную тор- говлю (как это по традиции трактуется рядом исследователей), но и иные торговые сделки в отношении произведений искусства, совер- шаемые без участия их автора и без учета его интересов. В применении к сфере исторического ис- кусствознания термин «художественный рынок» подразумевает любые формы материального вознаграждения и стимулирования художе- ственного труда. Изначальным механизмом художественно- го рынка является торговая сделка художника непосредственно с покупателем/заказчиком, в лице которого может выступать частное лицо, общественная организация, монарх, церковь или государственный орган. Важнейшими традиционными механизмами художественного рынка являются продажи про- изведений искусства при посредничестве ко- миссионеров, через лавки и магазины, галереи и салоны, посредством аукционов и лотерей.

 

25. Понятие «рынок современного искусства».\

 

Для того, чтобы обрисовать ситуацию, которая в течение последних десяти–пятнадцати лет сложилась на российском рынке современного изобразительного искусства, проведем небольшой экскурс в недавнее прошлое.

Можно без преувеличения сказать, что в конце 1980-х годов началось «золотое десятилетие российского искусства». В советское время интерес публики к творчеству современников подогревался запретами на «модернизм» и определенную социальную тематику. И когда в эпоху «гласности» запреты оказались сняты, то этот интерес, помноженный на эйфорию от свободы творчества и доступа к информации, мгновенно привел к тому, что публика хлынула в выставочные залы, а коллекционеры – в мастерские художников. И не просто смотреть картины, а покупать. Да и музеи немедленно воспользовались возможностью пополнить свои коллекции некогда «запретными плодами». И те художники-«неформалы», которые в советское время смогли выдержать гонения и заявить о себе вопреки цензуре, вдруг в одночасье оказались признанными и востребованными. Словом, художественная жизнь бурлила, цвела, гремела... Эпитетов можно подобрать много.

Закончилось это «золотое десятилетие» вскоре после 1998 года. Когда разразился достопамятный «августовский кризис», еще теплились надежды, что падение рынка временное, что как только у коллекционеров и любителей искусства опять появятся свободные деньги, они их будут вкладывать в картины и скульптуры не только давно умерших, но и живых художников… Эти надежды оказались напрасными. Рынок современного искусства с тех пор не только не поднялся, но продолжает неуклонно падать.

 

26. Структура мирового художественного рынка.

 

Художественным рынком называют систему экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Мировой художественный рынок как система взаимоотношений художник-заказчик существовал уже в Др. Греции. В середине 19 в. в Европе создается структура художественного рынка, в которую входили маршаны или дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама. В эту систему включаются также коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты. Национальный художественный рынок возникает на рубеже 18-19 вв.: в это время в России был сформирован слой богатых любителей искусства, и страна становится привлекательным рынком сбыта для европейских торговцев, развивается отечественное искусство и художественная критика, частное коллекционирование.

В настоящее время в структуру художественного рынка входят также аукционы, художественные и антикварные салоны, магазины, галереи, дилерские и страховые компании, общества оценщиков, экспертов, антикваров, в России - институт музейной экспертизы и т.п. Для функционирования художественного рынка необходимо участие органов государственного контроля и заинтересованных покупателей. Центрами мирового художественного рынка являются Лондон, Нью-Йорк, Токио (на долю Великобритании и США приходится 73% всех продаж в мире).

Особенности ценообразования зависят от мировых экономических тенденций, региональных особенностей, конъюнктуры и моды. Например, на конъюнктуру рынка могут оказывать влияние ряд галерей, зарекомендовавших себя как высокопрофессиональных участников художественного рынка. Цены устанавливаются на публичных торгах, в т.ч. на аукционах. В России оборот художественного рынка оценивается в 25 млн. долларов в год; ок. 80% оборота составляет антиквариат. В настоящее время сфера художественного рынка значительно расширилась; наиболее активно развиваются букинистика и нумизматика. По-прежнему велико количество подделок.

Представление о национальном художественном рынке можно получить из специализированных периодических изданий и на сайтах крупных антикварных и аукционных домов. Российский арт-рынок представляют такие компании, как аукционы "Гелос", "Альфа-Арт", "Кростби", Антикварный Салон в ЦДХ (проходит 2 раза в год), художественная ярмарка в Сокольниках и др.

 

 

27. Структура художественного рынка России.

 

ынок произведений искусства и предметов старины в последнее время активно развивается, привлекая как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами. Если говорить о непосредственном инвестировании в данные инструменты, то здесь имеет место и отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, и сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, и потенциальные трудности, связанные с установлением подлинности произведения, возможностью вывоза из страны и, наконец, ликвидностью. Тем не менее исследования таких компаний, как, например, Art Market Research и Gabrius, доказали, что вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно.

Мировой арт - рынок начал заметно расти с 2003 г., а 2006 - 2008-й стали годами резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 г. общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд евро, то к осени 2008-го эта сумма почти достигла 50 млрд евро. Причем более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов - живопись. С 2002 по 2008 г. продажи на арт-рынке выросли на 90% от оборота в стоимостном выражении и на 25% по количеству сделок.

Особенность рынка искусства - его способность стать неким естественным убежищем для капиталов во времена финансовых потрясений. Возможно, именно поэтому последние два года не были провальными на арт-рынке.

Весь объем продаж делят между собой два больших сектора арт-рынка - аукционы (45%) и арт-дилеры (55%). Среди аукционных домов, разумеется, доминируют Sotheby's и Christie's: их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире (за ними следуют Phillips de Pury - 6% и Bonhams - 5%) и 46% общего объема продаж. Для мировых лидеров именно 2006 г. стал во многом переломным. Объем продаж Sotheby's составил 2,8 млрд евро, его главного конкурента Christie's - 3,6 млрд евро. В последние три года товарооборот импрессионистов у обоих аукционных домов вырос на 80%, современного искусства - на 60% на Sotheby's и на 50% на Christie's.

Всего же арт - рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie'sотносятся к аукционным домам первого, высшего, уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США.

Вторая движущая сила на арт - рынке - дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам экспертов, на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. Несмотря на то что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 40% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.

Последние годы были переломными еще в одном отношении: оба сектора стали стремительно сближаться.Аукционные доманачали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи.

Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительны ограничения в этой области, ежегодный импорт составляет около 5 млрд евро, экспорт - около 6 млрд евро. Во многом благодаря этому рынок этой страны и является самым крупным художественным рынком. Его доля от оборота в стоимостном выражении составляет почти 50% мирового арт-рынка, а ежегодный оборот в среднем - около 20 млрд евро, из которых более половины приходится на долю арт-дилеров. Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране.

 

28. Жанры и виды искусства.

 

Искусство реально существует в системе своих видов: литература. театр, графика,живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство.

Художественное развитие человечества - два встречных процесса: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных видов искусства - к их синтезу.

Так, от нерасчленёного, слитного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература. В XIX веке сформировалась художественная фотография и углубляется процесс размежевания живописи и графики, который завершили импрессионисты. Затем происходит образование новых видов искусства путём их синтеза: кино - и отдельный вид искусства, и синтез ряда видов искусства, то же самое относится и к телевидению.

Классификаций видов искусства было создано очень много, но все они неспособны полностью избежать формальных моментов. В XIX веке возникла традиция делить все виды искусства на пространственные, временнЫе и пространственно-временнЫе, а также на изобразительные и выразительные.

Среди многообразных видов искусства есть такие, которые наиболее близки трудовой деятельности человека и прямо связаны с производством. Это архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. С другой стороны, есть виды искусства, которые наиболее близки игре. Это все актёрские, зрелищные виды искусства. Взятое во всей совокупности своих разновидностей, искусство как бы плавно возникает из сферы труда и столь же плавно переходит в сферу игры. Но искусство является и особым видом идеологии и познания мира. Это значение наиболее непосредственно выступает в литературе. Поэтому литература находится как бы в центре системы искусств, фаланги которой образуются искусствами трудовыми (прикладными) и игровыми (зрелищными) Переходными же сферами являются изобразительные виды искусства и искусство звуковое (музыка). Они обнаруживают общие свойства, с одной стороны, между трудовыми видами искусства и литературой (непосредственно предметный и вместе с тем повествовательный характер изобразительных искусств), с другой стороны, между литературой и игровыми видами искусства (звуковой, процессуальный и вместе с тем исполнительный, игровой характер музыки).

Система видов искусства, вытекающая из характера художественной деятельности, выражается, таким образом в следующей схеме:

Прикладные (трудовые) искусства Изобразительные искусства Литература Музыка Зрелищные (игровые) искусства

Если принять во внимание, что трудовые, изобразительные и игровые виды искусства объединяют в себе несколько видов, то классификация примет следующий вид:

Прикладные (трудовые) искусства Архитектура Пространственные искусства
Декоративно-прикладное искусство
Изобразительные искусства Скульптура
Живопись
Графика
Художественная фотография
Искусство слова Литература ВременнЫе искусства
Искусства звука Музыка
Зрелищные (игровые) искусства Хореография Пространственно-временнЫе искусства
Театр
Кино
Телевидение
Эстрада
Цирк

Каждый вид искусства может подразделяться на различные группы, объединённые по способу, назначению или роду изображаемого или выражаемого. Так, литература делится на эпос, лирику, драму, художественную публицистику, а живопись - на монументальную, станковую, декоративную, декорационно-оформительскую, миниатюрную, графика - на станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок), книжную и журнально-газетную, прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши, плакат и т. д.), музыка - на оперу, балет, симфоническую, камерную, лёгкую, кинематография - на художественный, научно-популярный, документально-хроникальный фильмы и т. д.

Каждая из групп отдельных видов искусства, в свою очередь, по роду изображаемого подразделяется на жанры (фр. "род, разновидность"), которые характеризуются общностью структурно-композиционных признаков, специфических для определённого жанра. так, в живописи различают жанры: портретный, батальный, исторический, бытовой, пейзаж и натюрморт.

На каждой стадии развития художественной культуры выделяется то или иное ведущее искусство, наиболее отвечающее духовным потребностям и историческому своеобразию эпохи.

 

29. Основные формы организации искусства.

 

Категория формы в эстетике может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, формы организации художественной деятельности: индивидуальные (живопись, скульптура, литература и т.д.), и коллективные (театр, балет, кино и т.д.). Кроме того, к коллективным формам организации художественной деятельности могут быть отнесены творческие союзы: писателей, кинематографистов, художников и т.п. В известном смысле коллективными формами организации художественной деятельности являются художественные школы и течения: школа В. Э. Мейерхольда, школа К. С. Станиславского и т.д.

Во-вторых, формы эстетической коммуникации: выставки, музей, спектакли, концерты и т.д.

В-третьих, о чем имеет смысл поговорить подробнее – формы организации художественного образа, которые образуют своеобразную и сложную иерархию. К формам организации художественных произведений можно отнести виды искусств, которые классифицируются следующим образом [20] – см. табл. 1.

Таблица 1. Виды искусства

Прикладные («трудовые») искусства Архитектура Декоративно-прикладное искусство
    Пространственные искусства
Изобразительные искусства Скульптура Живопись Графика Художественная фотография  
Искусство слова Искусство звука Литература Музыка Временные искусства
Зрелищные («игровые») искусства Хореография  
  Театр Кино Телевидение Эстрада Цирк Пространственно-временные искусства

 

Искусство реально существует как система его отдельных видов, находящихся между собой во взаимосвязи и подчиненных общим целям художественной деятельности. Каждый вид искусства обладает неповторимой художественной ценностью, так как разные виды искусства не только по-разному рассказывают об одном и том же, но и рассказывают о нем разное.

В рамках каждого конкретного вида искусства формами организации художественных произведений выступают жанры.

Жанр – исторически сложившиеся формы, типы произведений, относительно устойчивые, повторяющиеся художественные структуры. Жанровые объединения классифицируются: по основанию предметно-тематической близости (батальный, исторический, бытовой жанры, портрет, пейзаж, натюрморт, плутовской роман, роман воспитания); по основанию особенностей композиции (симфония, соната, рондо, сонет), в связи с различными функциями (станковая, парковая, монументальная скульптура, мелкая пластика), по характерному эстетическому признаку (трагедия, комедия, сатира, фарс, элегия). Тематические, эмоционально-эстетические признаки чаще всего создают между собой системную взаимосвязь. Так, монументальная скульптура и мелкая пластика отличаются по тематическим, эстетико-эмоциональным, композиционным признакам, а также по материалу.

Жанровое развитие искусства характеризуют две тенденции: устремленность к дифференциации, к обособлению жанров друг от друга, с одной стороны, и к взаимодействию, взаимопроникновению, вплоть до синтеза, – с другой. Жанр развивается в постоянном взаимодействии нормы и отклонения от нее, относительной стабильности и изменчивости. Иногда он принимает самые неожиданные облики, смешиваясь с другими жанрами и распадаясь. Новое произведение, внешне написанное в русле нормы жанра, в действительности может ее разрушать. В русской литературе, по словам Л. Н. Толстого, нет ни одного художественного произведения, хотя бы немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести. Однако отступление от правил возможно лишь на их основе.

Следующий уровень форм (возможно содержащих также несколько уровней) – элементарные формы.

Так, в живописи к ним можно отнести формат картины. В одном случае художники применяют квадрат, в другом – прямоугольник, вытянутый по горизонтали, в третьем – прямоугольник, вытянутый по вертикали. Если художник показывает какое-либо событие, явление, раскрывающее борьбу двух противоположных сил, идей, или какие-либо события, требующие ярко выраженного «зрительного центра», то формат картины обычно приближается к квадрату. Но если художнику надо показать просторы в пейзаже или важное историческое событие с огромной массой людей, то в этом случае он применяет вытянутые форматы. Портреты нередко выполняются в круге или овале

 

30. Основные элементы управления производственными процессами в искусстве (планирование, организация, контроль).

 

как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:

-планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих проектов;

-осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;

-организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельного исполнителя;

-производит набор сотрудников, которые решают творческие, организационные и финансово-экономические задачи;

-координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований)

-осуществляет контроль за производством сценических, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;

-осуществляет контроль за изготовлением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и ) и.;

-осуществляет деятельность по разработке и организации концертных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);

-стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения - премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей - на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т. п.),

-осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.

Осуществляя функцию планирования, арт-менеджер обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей.

Планирование в организации, работающей в арт-индустрии, начинается с определения цели или группы целей, ради которых она создается, и основных видов деятельности членов организации для достижения этих целей,

Необходимо также уметь трезво оценить возможности и угрозы окружающей среды, такие, как: конкуренция, законы, экономические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т. е. все, что может помочь или помещать организации в достижении поставленных целей.

Осуществляя функцию организации деятельности, арт-менеджер создает структуру организации, состоящую из определенных элементов- звеньев, отделов, выполняющих конкретные функции. Подбирая людей для конкретной работы, менеджер систематизирует деятельность людей, делегируя отдельным лицам полномочия, права на использование ресурсов организации.

Функция мотивации заключается в том, чтобы арт-менеджер способствовал созданию у членов организации внутреннего побуждения к действиям.

Функция контроля необходима для обеспечения того, чтобы организация действительно достигла поставленных целей. В практике существуют три аспекта управленческого контроля:

-установление стандартов, т. е, точных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;

-измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период;

-сравнение достигнутых результатов с предполагаемыми.

 

31. Менеджмент в сфере искусства.

 

 

данного явления и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, функциях и механизмах. К таким параметрам и направлениям относятся: – анализ внутренней и внешней среды: мониторинг условий, в которых выполняется деятельность учреждения для выявления, оценки и регулирования рисков, связанных с заинтересованными сторонами и их меняющимися интересами, потребностями и ожиданиями; – миссия и видение: выражение философии и смысла существования, продвижение и позиционирование основополагающих базовых принципов социокультурного предназначения учреждения культуры и искусства; – целеполагание и планирование: разработка и проектирование социально-культурных и художественных мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов подрастающего поколения в сфере образования, культуры, искусства и досуга, формирование необходимых условий для их всестороннего развития; – субъект управления: арт-менеджеры, наделенные функцией исполнения полномочий в области принятия управленческих решений в определенных сферах деятельности учреждения; – объект управления: совокупность взаимосвязанных структурных подразделений различного назначения (отделы, департаменты, сектора и т. п.), на которые направлены управленческие воздействия со стороны субъекта управления для эффективного достижения поставленных целей; – система управленческой деятельности: совокупность механизмов, обеспечивающих процесс осуществления целей, задач и функций управления; подготовки и реализации управленческих решений в сфере культуры и искусства; – содержание и организационные формы: комплекс приоритетов и направлений, ориентированных на создание условий и возможностей для успешной социализации, инкультурации и эффективной самореализации потребителей образовательных услуг, для развития потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое, образовательное и культурное развитие страны; – персонал-менеджмент и кадровая политика: совокупность принципов, технологий, методов и форм, определяющих основную стратегию и тактику работы с персоналом, направленную на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала учреждения; – информационно-коммуникационный комплекс: система трансляции сведений, яв- ляющихся объектом хранения, переработки и передачи и состоящая из взаимосвязанных элементов: адресант, каналы распространения, процесс кодирования и раскодирования, содержание, сообщения, эффективность, контроль, адресат; – стратегирование: процесс разработки и реализации перспективного планирования как комплекса мероприятий, направленных на предвидение ожидаемых результатов развития и преодоление отклонения прогнозируемых последствий от выбранной цели на основе анализа факторов внешней среды; – принципы: основные и руководящие правила деятельности, направленные на обеспечение эффективного функционирования и развития учреждения; – функции: совокупность действий, основанных на разделении и интеграции управленческой деятельности и характеризующихся определенной оптимальностью, сложностью, целостностью и стабильностью воздействий на субъект и объект управления; – этика и организационная культура: совокупность ценностей, знаков, символов, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль мышления и поведения сотрудников учреждения; – инфраструктура и ресурсы: условия и возможности, требуемые для достижения краткосрочных и долгосрочных целей управления; – методы и технологии организации и реализации: способы и механизмы реализации управленческой деятельности, постановки и достижения поставленных целей и задач, решения разного рода социокультурных образовательных проблем; средства разработки, апробации и внедрения в художественную практику творческих, рекреативных, анимационных, образовательных проектов и программ; – арт-маркетинг: специфическая функция арт-менеджмента, совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей потребителей посредством продукта (товара или услуги) и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением социокультурного продукта; – критерии эффективности: показатели и индикаторы, на основании которых производится оценка, определение или классификация результативности, действенности и эффективности арт-менеджмента. Все эти основные направления арт-менеджмента тесно взаимосвязаны между собой и реализуются как составляющие единого процесса на основе комплексного использования преимуществ и особенностей каждого из них. На основе анализа ряда государственных документов, принятых в последние годы и определяющих содержание процесса управления в сфере искусства и художественной практики, можно дать следующее обобщенное представление о целях арт-менеджмента на современном этапе и выделить его основные черты и приоритеты: – организация процесса функционирования и развития искусства в обществе, разработка и реализация художественно-творческих мероприятий и событий (фестивалей, концертов, спектаклей, постановок, выставок, конкурсов, мастер-классов и др.); – обеспечение творческо-производственной и рекламно-маркетинговой деятельности, направленной на эффективную реализацию целевых социокультурных проектов и программ; – содействие процессу воздействия произведений искусства на социально-культурную среду общества; – популяризация памятников искусства и культуры, относящихся к художественно- историческому наследию; – формирование художественно-эстетических ценностей, идеалов и взглядов личности посредством профессиональной, социальной и просветительской деятельности; – реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи; – создание условий для успешного личностно-профессионального становления и развития специалистов сферы культуры и искусства; – обеспечение разработки и принятия обоснованных решений по вопросам развития искусства, формирования социокультурной среды, художественного образования и воспитания. На основе системного анализа современной управленческой практики в сфере искусства можно выделить основные разновидности арт-менеджмента и структурно представить их в таблице 1. Таблица 1. Разновидности арт-менеджмента Виды арт-менеджмента Характеристика 1. Менеджмент исполнительских и сценических искусств Музыкальный менеджмент Организация, планирование и управление процессами по созданию и освоению музыкальной продукции в сфере культуры, звукозаписывающей индустрии, теле- и радио- вещания, клубного продвижения, продюсирования. Обоснование и осуществление технико-экономических расчетов конкурентоспособности и эффективности маркетинговой стратегии в шоу-бизнесе. Театральный менеджмент Управленческий процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на материально- техническое, финансовое, кадровое обеспечение творческо- производственного процесса в театрально-зрелищных организациях. Управление эксплуатацией театрального здания и сценического оборудования. Хореографический менеджмент Вид управленческой деятельности, обеспечивающий творческо-постановочный и технологический процессы подготовки постановки, продвижения и проката хореографических постановок. Цирковой менеджмент Организация планирования и управления созданием в процессе художественно-творческой и производственной работы цирковой программы и ее представление пользователям. Концертно-фестивальный и гастрольный менеджмент Организационно-управленческая деятельность, направленная на продюсирование массовых мероприятий, спектаклей, театрализованных представлений и праздников, концертов, шоу и прокат художественных программ. 2. Менеджмент визуальных искусств Менеджмент кино и телевидения Подготовка и реализация съемочного процесса фильмов, телесериалов, телепередач, телепрограмм. Организация дистрибуции и кинотеатрального показа. Осуществление оценки художественной ценности и зрительского потенциала кино-, медиа- и телепроекта. Менеджмент изобразительного и декоративно-прикладного искусства Планирование и организация деятельности в сфере создания, хранения и продвижения художественных картин, инсталляций, украшений, произведений декоративно- прикладного творчества. Музейный и галерейно- выставочный менеджмент Проектирование и реализация арт-проектов, арт-продукции в сфере музейного бизнеса и арт-индустрии: аукционы, арт- дилеры, эксперты, коллекционеры, музеи, художественные галереи. Организация и проведение выставок различной направленности, перформансов, хэппенингов, шоу- представлений и других инновационных способов и форм презентации музейно-выставочного содержания В связи с тем, что одной из важнейших функций арт-менеджмента является управление сложными культурными, художественными и образовательными процессами, с философско-культурологической точки зрения актуальным представляется изучение менеджмента искусства как открытой системы и заключенных в нём возможностей для управления личностным, социальным и профессиональным развитием специалиста сферы искусства и художественной практики. Сущность арт-менеджмента проявляется в процессе его функционирования. Исходя из методологических социокультурных оснований арт-менеджмента, его функции представляют собой реализацию свойств и качеств управленческого процесса в общей структуре общества, обеспечивающих баланс, согласование и поддержку развития художественной культуры. Данные функции представлены в таблице 2. Таблица 2. Функции арт-менеджмента Функции арт-менеджмента Характеристика Целеполагание Процесс формирования цели как идеального образа предполагаемого состояния сферы искусства и воплоще- ние ее в объективно-реальном результате художественной практики. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) Определение тенденций, перспектив и стратегий развития искусства на основе анализа данных об их прошлом и актуальном функционировании и изменении. Планирование (от лат. planus – плоский, ровный) Процесс, направленный на определение целей, задач, показателей, критериев, заданий, темпов, сроков реализации проектов и программ в сфере художественной культуры и искусства, социокультурных систем и их компонентов с учетом оптимизации их развития, подчинения целенаправленному регулированию ресурсов и факторов. Принятие решения Научно обоснованный выбор одного из вариантов решения задачи или проблемы, в основание которой положен системный анализ социокультурной ситуации и информационное обеспечение. Организация (от позднелат. огganizo – сообщаю стройный вид) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение деятельности субъектов художественного процесса в единую систему функционирования и развития отрасли искусства. Реализация (от лат. realis – Осуществление, проведение в художественную практикувещественный, действительный) плана, проекта, программы, идеи, намерения и т. п. Координация (от лат. со – совместно и ordinatio – упорядочение) Установление и согласование функциональной взаимозависимости действий учреждений культуры, искусства, профессиональных исполнителей и творческих коллективов и средств достижения целей. Регулирование (от лат. regulo – устраиваю, привожу в порядок) Процесс целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание баланса в художественном процессе и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Мотивация (от лат. moveo – фактор) Осознание субъектом художественной деятельности ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирование на этой основе мотивов. Стимулирование (от лат. stimulus – остроконечная палка, подгоняющая животных) Процесс побуждения субъекта художественной деятельности к действию, внешняя активизация деятельности. Контроль (от англ. control – управление, руководство, власть, надзор, проверка, регулирование) Надзор и мониторинг с целью обеспечения функционирования и развития социокультурной системы в соответствии с принятыми правилами и нормами. Таким образом, можно констатировать, что современный арт-менеджмент представляет собой систему целей, принципов, функций и технологий в социально- культурной деятельности, обеспечивающую разработку и реализацию комплекса мероприятий тактического и стратегического характера в соответствии с философией и миссией учреждений культуры и искусства. Обобщая и систематизируя представления, сложившиеся в науке об арт-менеджменте как неотъемлемой части управления сферой культуры и искусства, важно осознавать, что сопровождающие российское общество социально-экономические проблемы не могут не оказывать влияние на содержание художественной культуры и образования. Поэтому концепция и стратегия управленческой деятельности должна быть нацелена на разработку механизмов реализации научно-практических и культурно-просветительских программ сохранения, использования и популяризации объектов историко-культурного и художественного наследия, собраний и коллекций произведений искусства.

 

33. Музей в системе арт-менеджмента.

 

Музеи занимаются предоставлением различных услуг, которые могут быть классифицированы по нескольким признакам. С точки зрения достижения уставных целей, услуги музеев могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные услуги направлены на реализацию миссии музея. К примеру, для Эрмитажа основными услугами являются выставочная деятельность (представление и интерпретация коллекций), а также образовательная работа (экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т. д.). Дополнительные услуги, напротив, реализуют второстепенные цели музея и могут быть направлены на удовлетворение потребностей клиентов в информационном обеспечении, питании, сувенирной продукции и т. д.

В этом случае дополнительные услуги предстают в качестве услуг буфетов, ресторанов, магазинов для посетителей, а также в форме различных событий (приемов, встреч, концертов, спектаклей). Например, в Эрмитаже к дополнительным услугам можно отнести услуги кафе, книжных киосков, фотомастерских, обменного валютного пункта, почты и т. д.

Реклама в музеях играет небольшую роль. Это связано, прежде всего с высокими расходами на покупку места и времени в средствах массовой информации, чего не может позволить себе музей. В качестве альтернативы рекламе музеи активно используют PR, в задачи которых входят популяризация музея, размещение информационных статей в массовых печатных изданиях (газеты, журналы), распространение важных сведений посредством радио и телевизионных программ и др.

Маркетинг театров. В принципе, следует, очевидно

 

34. Галерея в системе арт-менеджмента.

 

В галерее выставляются и продаются службы избранных живописцев, тот или другой подходят стилю галереи, ее искусствоведческой позиции. По закону арт-базара нужно сначала сделать имя галереи, а потом начинать реализации. Галерея - коммерческое предприятие, тот или другой или приобретает творения живописцев, или берет их на комиссию. Большая часть галерей работают как комиссионные магазины (изменяют творения разных живописцев и берут за это определенные проценты), или сдают живописцам в аренду помещение, выставочное оборудование и средства рекламы.

Их воздействие на художественный процесс некординально. Пропагандируя творчество живописцев (выставки, буклеты, сборники), галерея устремляется их реализовать и повысить их стоимость. Галерея как коммерческое предприятие превращает художественные ценности в ценности экономические, т. Е. В средства. Галереи навещают любители, коллекционеры, критики, журналисты.

Сантим. . , напр. : Великий Энциклопедический словарь.

СПб. , 1995. С.

246. Благодаря средствам массовой инфы о выставках узнат обширная публика. Ежели выставка заинтриговала критиков, то мат-лы о ней могут показаться в особых художественных журнальчиках. Галереи, тот или другой доказали близкую состоятельность и участвуют в интернациональных выставках. Этакие галереи, одинаковым образом, выставки часто навещают кураторы музеев современного искусства, тот или другой сформировывают близкие коллекции, делая упор на опыт галерей. Часто галереи поставляют творения на повторяющиеся международные выставки, ярмарки и художественные аукционы.

В западном мире галереи, международные выставки, музеи современного искусства образуют собственного рода пирамиду, где у каждого ватерпаса собственный ранг и культурный капитал, тот или другой подходит определенный валютный эквивалент. Таковым образом, главными соучастниками художественного процесса приходят живописцы, кураторы, искусствоведы, критики, меценаты, галереи, огромные групповые и международные выставки, музеи современного искусства, художественные журнальчики и остальные спец повторяющиеся издания по искусству. Сюда можнож добавить художественные аукционы, корпоративные коллекции, журналистов, тот или другой знакомят обширную общественность с событиями культурной жизни употребляя массовые издания, ради и телевидения, а также случайных покупателей, тот или другой скрашивают интерьеры творениями искусства, и т. Д.

Западный художественный процесс довольно отлажен и у каждого соучастника близкие функции в корпоративной структуре. Она иерархична. Художественный рынок - так огласить, живой организм, тот или другой повсевременно изменяется. Одно поколение живописцев сменяет иное, галереи заживают и раскрываются, повсевременно изменяются художественные ценности, раскрываются новейшие музеи современного искусства, и т.

Д. Поэтому и структура базара не формализована вначале, а выработана в процессе долговременной художественной практики. В множество чего же уместно разговаривать и структуре, и о инфраструктуре. В структуре арт-базара значение художественных галерей и коллекционеров очень крупно.

Возникновение личных галерей и салонов оживило художественную жизнь сообщества. Возникнув как культурная кандидатура муниципального патронажа, галереи разработали собственные программы деятельности, стратегию и стратегию собственного развития. Эффективность галерей обусловливается обилием причин, но одна стратегия приходит идеальной. Это выбор группы юных, никому безызвестных живописцев с целью предстоящего перевоплощения их творений в качестве шедевров на арт-рынок. Галерей, тот или другой замерзли всемирно знаменитыми и оказывают воздействие на художественную и коммерческую конъюнктуру, в мире не так максимум.

Большая часть же галерей не обладают настолько высочайшей репутации и действуют с живописцами, тот или другой еще не замерзли довольно знаменитыми. Традиционно галерея действует с ограниченным числом живописцев, при этом живописцев, чьи службы стилистически сходны. У каждой галереи имется собственный круг клиентов и любителей, тот или другой недалека художественная политика галереи.

 

 

35. Аукцион в системе арт-менеджмента.

 

аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах, рынки. Здесь путем проведения публичных торгов в заранее обговоренное время и в специально назначенном месте осуществляется продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, которые переходят в собственность покупателя, предложившего наибольшую цену.1

На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства - качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Предварительный осмотр является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов).

Основными предметами торга на международных аукционах являются пушно-меховые товары (в сырье и переработанные), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы леса, скот (в основном лошади). Для таких товаров, как пушнина, немытая шерсть, чай, табак, аукционная форма является важнейшей формой реализации на международном рынке. Например, через международные аукционы в США Канаде реализуется свыше 70 % всей продаваемой этими странами пушнины, в бывш. СССР - около 80% в Дании 90% в Швеции и Норвегии - примерно 95%. Через международные аукционы реализуется около 70 % чая, продаваемого на мировом рынке, 90-95 % немытой шерсти, экспортируемой Австралией и Новой Зеландией.2

Отличительными чертами аукционной торговли является:

  • продажа массовых и единичных товаров со строго определенными индивидуальными характеристиками, которые не поддаются стандартизации;
  • обязателен предварительный осмотр аукционных товаров;
  • добровольная форма торговли, которая имеет публичный характер, т.е. все заинтересованные экспортеры и импортеры имеют право принимать участие в торговых операциях.

Аукционы дают возможность:

  • создать открытую конкуренцию, определить цену на товар, быстро его реализовать по выгодной покупателю цене;
  • дают возможность покупателю самостоятельно проверить качество товара;
  • гарантируют поставку товара, который уже находится на складе аукциона.3

 

 

36. Гастрольная политика и гастрольный менеджмент.

 

Гастроли имеют важное общественное и творческое значение, как в жизни коллектива так и населения страны в целом. Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, исходит из того, что в процессе этой деятельности преобразуется природный и социальный мир сообразно целям и потребностям человека и человечества на основе объективных законов действительности. Поскольку любой труд может быть творческим, виды творчества определяются характером созидательной деятельности. «Творческим мы можем назвать только такой процесс, который является непознанным в тот момент, когда он происходит, и не может быть, поэтому формализован»[1]. В противоположной ситуации такой процесс можно было бы запрограммировать, а значит, исключить феномен подлинного творчества.

Художественное творчество, как известно,— один из видов духовной деятельности, духовного производства. Это понятие, широко распространенное в науковедческой литературе, почти не употребляется в искусствознании. Тем не менее, в характеристике и исследовании театра использование и достаточно четкое толкование этого понятия имеет принци­пиальное значение для объяснения многих явлений в функционировании театрального организма.

Гастрольную деятельность характеризуют следующие процессы:

• художественное творчество как феномен производства духовных ценностей;

• театральное производство как система художественно-ин­вестиционных взаимосвязей;

• театрально-зрелищное предприятие как специфический полифункциональный художественно-производственный ор­ганизм;

• творческо-производственный (художественно-производствен­ный) процесс как совокупность взаимосвязанных и последовательных действий театрального коллектива по созданию спектаклей и прокату репертуара.

С тем, чтобы гастроли прошли успешно, необходимо их тщательно планировать. При планировании гастролей необходимо составить перечень стандартных операций, чтобы исключить упущения чего-либо в плане действий. Перечень повторяющихся операций примерно следующий:

I. Определение места проведения гастролей и составление гастрольной сметы

1. Обсуждение с коллективом возможных вариантов гастролей, выбор времени для гастролей.

2. Выезд на место, предназначенное для проведения гастролей, с целью изучения специфики города, репертуара его театров, репертуара ранее гастролирующих там коллективов.

· предварительные переговоры с местными органами, студиями телевидения, радиовещания, театральными кассами и др.;

· получение данных для составления гастрольной сметы;

· составление гастрольной сметы, анализ предполагаемых затрат и результатов;

· подготовка необходимых для гастролей документов.

3. Принятие решения о гастролях.

Составление общего плана подготовки и проведения гастролей, примерного списка участников гастролей, проекта репертуара.

II. Подготовка гастролей.

1. Проведение ремонта имущества гастрольных спектаклей:

- ремонт декораций, костюмов и др.;

- изготовление, подготовка ящиков для костюмов, реквизита, оборудования;

- заготовка упаковочных материалов, веревок, тросов и др.

2. Обсуждение гастрольного репертуара, программ творческих вечеров на радио и телевидении.

3. Подготовка документации, уточнение списка участников гастролей. Формирование административной группы по подготовке и проведению гастролей, утверждение графиков отправки коллектива, имущества, рекламы и др. Приобретение билетов для отправки коллектива.

4. Опубликование приказа директора о гастролях, задачах коллектива, условиях их проведения, сроках, датах отправки. Отправка участников гастролей согласно графику. Отправка имущества гастрольного спектакля, контроль за качеством погрузочных работ.

III. Организация гастролей.

1. Рекламирование гастролей.

2. Реализация билетов.

3. Прием коллектива

4. Прием имущества: подготовка мест хранения декораций, костюмов и др., организация охраны, мелкий ремонт имущества после транспортировки.

5. Открытие гастролей.

- монтировка оформления, освещение сцены;

- репетиция-прогон спектакля;

- подготовка церемонии открытия;

- встреча зрителей, гостей, открытие гастролей.

IV. Гастроли.

1. Руководство ходом гастролей:

- ежедневный контроль за выполнением расписания, за ходом всех работ постановочной и творческой частей, своевременное планирование необходимых работ;

- деловые визиты, связи с организациями, прессой, радио, телевидением;

- контроль за реализацией билетов;

- закрытие гастролей.

V. Завершение гастролей.

1. Свертывание всех работ. Отправка коллектива и имущества театра на стационар.

2. Обсуждение итогов гастролей.

 

Планирование гастролей по приведенному перечню стандартных работ способствует эффективности гастрольной деятельности драматических театров, учесть возможные недостатки в работе, позволяет избежать ошибок и недоразумений при отправке сценического имущества.

 

37. Направление деятельности арт-фирмы (создание, функции, документация).\

 

Одним из первых шагов на пути организации компании считается обязательная процедура регистрации. Это довольно долгий и непростой процесс, который требует внимательного и серьезного отношения. Для его осуществления необходимо предоставить пакет документов, куда входит заявление на регистрацию, информация о конкретном уставном фонде, виде деятельности будущего общества и выбранной системы уплаты налогов, и пр. На сегодняшний день выделяют разные формы коммерческих предприятий. Зачастую документы оформляются для регистрации ОАО, ООО или ЗАО. Наиболее простой принято считать процедуру регистрации общества с ограниченной ответственностью. На текущей стадии формирования рынка такая разновидность организации является самой оптимальной для занятия коммерческой деятельностью.