О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава

 

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы, основные направления деятельности, полномочия Федеральной службы судебных приставов, регулирует отношения, связанные с прохождением государственной службы на должности судебного пристава, устанавливает основы правового положения и социальные гарантии судебным приставам.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Федеральная служба судебных приставов

 

1. Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц и производства дознания по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ее подследственности.

2. Федеральная служба судебных приставов осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. Организация деятельности Федеральной службы судебных приставов определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Федеральной службе судебных приставов и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

4. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и предельная численность судебных приставов и иных работников Федеральной службы судебных приставов утверждаются Президентом Российской Федерации.

5. Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

6. Федеральная служба судебных приставов имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

7. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений судебных приставов, включая объединения ветеранов.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Федеральной службы судебных приставов

 

Правовой основой деятельности Федеральной службы судебных приставов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

 

Статья 3. Принципы службы в Федеральной службе судебных приставов

 

1. Федеральная служба судебных приставов осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Принципами службы в Федеральной службе судебных приставов являются:

1) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в Федеральной службе судебных приставов и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами;

2) взаимосвязь запретов, ограничений, обязанностей и ответственности служащих и их социальных гарантий.

3. Должностные лица Федеральной службы судебных приставов в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации; никто не имеет права вмешиваться в их законную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральными законами.

 

Статья 4. Взаимосвязь государственной службы на должности судебного пристава и государственной службы иных видов

 

1. Взаимосвязь государственной службы на должности судебного пристава и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении государственной службы на должности судебного пристава и государственной службы иных видов;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы на должности судебного пристава и государственной службы иных видов;

3) учета стажа государственной службы на должности судебного пристава при исчислении стажа государственной службы иных видов;

4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;

5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения судебных приставов и граждан, проходивших государственную службу иных видов.

 

Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

Статья 5. Должности в Федеральной службе судебных приставов

 

1. В целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий, установленных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в Федеральной службе судебных приставов учреждаются должности: главный судебный пристав Российской Федерации, заместители главного судебного пристава Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, заместители главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшие судебные приставы, заместители старших судебных приставов, судебные приставы-исполнители, судебные приставы-исполнители при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации, судебные приставы-дознаватели (далее также – судебные приставы). Служба на должностях судебных приставов является видом государственной службы Российской Федерации.

2. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц и в Федеральной службе судебных приставов, и ее территориальных органах учреждаются должности помощника судебного пристава-исполнителя. Правоотношения, связанные с поступлением на должность помощника судебного пристава-исполнителя, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) помощника судебного пристава-исполнителя регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. В целях исполнения иных полномочий, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Федеральной службе судебных приставов учреждаются должности государственных гражданских служащих. Правоотношения, связанные с поступлением на должность государственной гражданской службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. Судебные приставы и государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается главным судебным приставом Российской Федерации.

5. В целях технического обеспечения деятельности Федеральной службы судебных приставов в штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников, трудовые отношения с которыми регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Судебные приставы

 

1. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого Министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

2. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Судебные приставы в соответствии со своими служебными обязанностями в установленном порядке проходят специальную подготовку, профессиональное обучение и (или) получают дополнительное профессиональное образование.

4. Главный судебный пристав и его заместители,старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

 


Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

Статья 7. Директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации

 

1. Директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации имеет заместителей в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

 

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

 

Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области;

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее – совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также на основании судебного акта розыск гражданина-ответчика и (или) ребенка по гражданскому делу;

устанавливает порядок служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов;

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

при выполнении задач, возложенных на судебных приставов, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму;

организует контроль в установленной сфере деятельности;

определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации

 

1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее также – руководитель территориального органа) возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации.

2. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;

организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава

 

1. Старший судебный пристав (далее также – руководитель подразделения судебных приставов) возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов и структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

2. Старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов-дознавателей;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений Федеральной службы судебных приставов;

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта гражданина-ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка;

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава.

4. При исполнении обязанностей судебного пристава или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные соответственно для судебных приставов-исполнителей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Статья 11. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов

 

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

 

Глава 4. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

 

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также судебного пристава-дознавателя при осуществлении дознания.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), судебного пристава-дознавателя или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

 

Статья 13. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

 

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее – стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

объявляет исполнительный розыск должника по исполнительному документу, его имущества или исполнительный розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации объявляет исполнительный розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального о розыске ребенка и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет на основании судебного акта розыск гражданина-ответчика и (или) ребенка по гражданскому делу в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять исполнительный розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина-ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске, или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

 

Статья 14. Обязанности и права судебных приставов-дознавателей

 

Обязанности и права судебных приставов-дознавателей регламентируются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций

 

1. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

2. Судебный пристав обязан не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

 


Статья 16. Обязательность требований судебного пристава

 

1. Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

2. Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, с согласия судебного пристава может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.

4. Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 

Статья 17. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 18–20 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

 

Статья 18. Применение физической силы

 

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в целях пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

 

Статья 19. Применение специальных средств

 

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, в целях:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд, к судебному приставу-дознавателю или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю;

препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

 

Статья 20. Применение огнестрельного оружия

 

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие в целях:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения, а также на здания, помещения Федеральной службы судебных приставов;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 21. Ответственность судебных приставов

 

1. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему судебному приставу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Глава 5. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА

 

Статья 22. Условия поступления на государственную службу на должность судебного пристава

 

1. Судебными приставами могут быть граждане Российской Федерации (далее – граждане) соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в зависимости от исполняемых ими обязанностей.

2. Поступление граждан на государственную службу на должность судебного пристава является добровольным и осуществляется на конкурсной основе и условиях контракта о государственной службе. Порядок проведения конкурса определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Гражданин при поступлении на государственную службу на должность судебного пристава представляет:

1) заявление с просьбой о поступлении на службу в Федеральную службу судебных приставов по форме, установленной Министерством юстиции Российской Федерации (далее – заявление);

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документы об образовании и (или) о квалификации;

6) документы воинского учета – для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;

7) трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые, либо если трудовая книжка утрачена или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору;

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

9) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу на должность судебного пристава.

4. Иные документы, помимо указанных в части 3 настоящей статьи, представляются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

5. Документы, указанные в пунктах 2, 5 – 8 части 3 настоящей статьи, после заверения их копий уполномоченным должностным лицом возвращаются гражданину в день их представления.

 

Статья 23. Квалификационные требования к должности судебного пристава

 

1. Квалификационные требования к должностям судебного пристава устанавливаются в зависимости от исполняемых служебных обязанностей.

2. Судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов может быть гражданин, достигший возраста 18 лет, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование, прошедший военно-врачебную экспертизу на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, способный по своим деловым и личным качествам исполнять возложенные на него обязанности.

3. Судебным приставом-исполнителем может быть гражданин, достигший возраста 21 года, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, по направлению профессиональной деятельности, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

4. Судебным приставом-дознавателем может быть гражданин, достигший возраста 21 года, имеющий высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

5. Старшим судебным приставом, заместителем старшего судебного пристава может быть гражданин, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, стаж службы на должности судебного пристава или должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов либо на должности иного вида государственной службы не менее пяти лет, который способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

6. Требования к состоянию здоровья судебных приставов в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации. Порядок прохождения гражданами, поступающими на должность судебных приставов, и судебными приставами военно-врачебной экспертизы определяются Правительством Российской Федерации.

7. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на должность судебных приставов, и судебных приставов военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и судебных приставов к службе в Федеральной службе судебных приставов по следующим категориям:

А – годен к службе в Федеральной службе судебных приставов;

Б – годен к службе в Федеральной службе судебных приставов с незначительными ограничениями;

В – ограниченно годен к службе в Федеральной службе судебных приставов;

Г – временно не годен к службе в Федеральной службе судебных приставов;

Д - не годен к службе в Федеральной службе судебных приставов.

8. В отношении отдельных должностей младшего, среднего и старшего состава главным судебным приставом Российской Федерации могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки.

9. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

 

Статья 24. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением государственной службы на должности судебного пристава

 

1. Гражданин не может быть принят на государственную службу на должность судебного пристава или не может проходить государственную службу в должности судебного пристава, если он вступившим в законную силу судебным решением признан недееспособным или ограниченно дееспособным либо имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление, за исключением преступлений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к уголовным делам частного обвинения, либо вступившим в законную силу решением суда в течение определенного срока он лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо в отношении него осуществляется уголовное преследование либо уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием, за исключением уголовных дел, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к уголовным делам частного обвинения.

2. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О противодействии коррупции».

 


Статья 25. Основные обязанности судебного пристава

 

1. Судебный пристав обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок Федеральной службы судебных приставов;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

9) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

2. Судебный пристав обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

3. Судебный пристав не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению судебного пристав, неправомерным, судебный пристав должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме судебный пристав обязан отказаться от его исполнения.

4. В случае исполнения судебным приставом неправомерного поручения судебный пристав и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 26. Ограничения, связанные с прохождением службы на должности судебного пристава

 

1. Гражданин не может быть принят на службу в Федеральную службу судебных приставов, а судебный пристав не может находиться на службе в Федеральной службы судебных приставов в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности в Федеральной службы судебных приставов, на замещение которой претендует гражданин, или которую замещает судебный пристав, связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу в Федеральную службу судебных приставов или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты доверия к судебному приставу в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на должность судебного пристава и прохождением службы, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

Статья 27. Испытание при приеме на государственную службу на должность судебного пристава

 

1. Для гражданина, поступающего на государственную службу на должность судебного пристава может устанавливаться испытание продолжительностью от одного до шести месяцев в зависимости от уровня его квалификации. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность без присвоения ему специального звания.

2. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению должностного лица Федеральной службы судебных приставов, назначившего указанного гражданина на должность.

3. Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

4. В срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин отсутствовал на службе по уважительным причинам;

5. На время испытания гражданин, назначенный на должность судебного пристава, выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью;

6. В случае, если срок испытания истек, а гражданин продолжает службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение его со службы может производиться только по одному из оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

7. Срок испытания засчитывается в выслугу лет.

 

Глава 6. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА

 

Статья 28. Назначение на должность судебного пристава

 

1. Назначение на должность судебного пристава осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение указанной должности, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности.

2. Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности судебного пристава устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Конкурс не проводится:

1) при назначении на должности судебных приставов, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом к должностям высшего состава;

2) при заключении срочного контракта;

3) при назначении на должность судебного пристава гражданина, включенного в кадровый резерв государственной службы.

4. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности судебного пристава в Федеральной службе судебных приставом и ее территориальных органах создается конкурсная комиссия, состав которой утверждается соответственно главным судебным приставом Российской Федерации и главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. В состав конкурсной комиссии могут включаться государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

5. Отказ претенденту в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к этой должности или с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, может быть обжалован в порядке подчиненности или в суд.

 

Статья 29. Служебный контракт

 

1. Служебный контракт о государственной службе на должности судебного пристава заключается в письменной форме.

2. Служебный контракт заключается на неопределенный срок или определенный срок (далее – срочный служебный контракт).

3. Служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения судебным приставом предельного возраста пребывания на службе в должности судебного пристава, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения должности судебного пристава на период отсутствия судебного пристава, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется эта должность;

3) замещения должности судебного пристава после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения службы в Федеральной службе судебных приставов;

4) замещения должности судебного пристава служащим, достигшим предельного возраста пребывания на службе, которому срок службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания службе;

5) замещения должности судебного пристава в порядке ротации.

5. В контракт, заключаемый с судебным приставом, назначенным на должность судебного пристава, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа – о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы.

6. Условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

7. В случае заключения срочного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

8. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Порядок заключения контракта и его типовая форма утверждается Министерством юстиции Российской Федерации.

10. Гражданину, принятому на государственную службу на должность судебного пристава, за исключением случая, установленного статьей 27 настоящего Федерального закона, после заключения с ним впервые служебного контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание.

 

Статья 30. Присяга судебного пристава

 

1. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

2. Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

 


Статья 31. Аттестация судебного пристава

 

1. В целях определения соответствия замещаемой должности судебные приставы, которым в соответствии с занимаемой должностью присваиваются специальные звания младшего, среднего и старшего состава, проходят аттестацию.

2. Порядок проведения аттестации устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Аттестация судебного пристава проводится один раз в четыре года. В случае назначения судебного пристава на другую должность государственной службы в Федеральной службе судебных приставов его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения.

4. Внеочередная аттестация проводится:

1) при решении вопроса о переводе на иную должность государственной службы в Федеральной службе судебных приставов;

2) при решении вопроса о прекращении службы в связи с расторжением служебного контракта в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;