Основные понятия, функции, цели и задачи стратегического менеджмента.
Понятие стратегического менеджмента. Этапы формирования стратегического управления как научной дисциплины. Предмет и объект стратегического менеджмента. Функции и цели стратегического управления организацией. Задачи стратегического менеджмента. Различие стратегического и оперативного менеджмента. Проблемная ситуация, ее моделирование и анализ. Типология организационных проблем. Методы выявления проблем организации. Разработка стратегического видения. Разработка миссии организации. Целеобразование и стратегическая система целей. Школы стратегического управления и их сравнительная характеристика.
Стратегия организации, ее виды и классификация. Конкурентное преимущество и его сохранение в меняющихся условиях.
Понятие стратегии. Типология стратегий, эталонные стратегии. Понятие конкурентного преимущества. Общие стратегии конкуренции. Наступательные стратегии. Оборонительные стратегии. Стратегии вертикальной и горизонтальной интеграции. Адаптация маркетинговой стратегии к условиям конкуренции. Принципы построения оптимальной стратегии.
Понятие среды организации и стратегический анализ.
Внешняя и внутренняя среда организации – макро-, мезо- и микроокружение. Понятие отрасли. Модель 5 сил Портера. Виды стратегического анализа. Классификация основных методов анализа (матрица BCG, профиль конкурентных позиций организации, анализ стоимостных цепочек, анализ стратегических групп, анализ GAP, метод PDS, модель McKinsey (7S), модель DE/McKinsey (экран бизнеса), модель ADL, PEST-анализ, PRIM-анализ, матрица SWOT-анализа).
Разработка стратегии организации на основе стратегического анализа и выбор стратегических альтернатив для диверсифицированной организации.
Уровни разработки стратегии и соответствующие мероприятия. Факторы, влияющие на формирование стратегии. Разработка стратегических альтернатив. Применение матричного анализа для оценки диверсифицированного портфеля (портфельный анализ). Сравнение разных отраслей по их привлекательности. Сравнение силы и деятельности хозяйственных подразделений. Анализ стратегического соответствия. Разработка на основе анализа корпоративной стратегии в виде стратегических альтернатив. Выбор стратегии.