Идеи школы человеческих отношений и их развитие.
Хоторнские эксперименты и их роль в становлении школы человеческих отношений. Идеи М.Фоллетт о социальных факторах управления. Вклад Э.Мейо в создание теории и практики человеческих отношений. Школа «поведенческих наук». Представители бихевиористского направления (Р.Лайкерт, Д.Макгрегор, А.Маслоу) и их вклад в развитие управленческой мысли. Теория «X» и теория «У» Д.Макгрегора. Актуальность идей школы человеческих отношения для современной теории и практики управления.
Современные концепции мотивации.
Мотивация как содержание и как процесс. Содержательные концепции мотивации. Вклад Маслоу в разработку проблемы мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда. Потребности в успехе, во власти и в причастности. Концепция ERG Альдерфера. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессные теории мотивации. Теория ожиданий В.Врума. Теория справедливости Дж.Адамса. Концепция партисипативного управления. Комплексная процессная теория мотивации (расширенная модель ожиданий) Л.Портера и Э.Лоулера. Использование современных концепций мотивации в практике управления.
Особенности современных концепций лидерства.
Традиционные концепции лидерства. Теории лидерских качеств. Концепции лидерского поведения. «Теория X» и «Теория У» Д.Макгрегора. Отражение авторитарного стиля руководства в «Теории Х». Отражение демократического стиля руководства в «Теории У». Поведенческий подход к лидерству. Концепция Р.Лайкерта. Управленческая модель Р.Блейка и Дж.Моутон («управленческая решетка»). Концепции ситуационного лидерства. Модель ситуационного лидерства Ф.Фидлера. Теория лидерства «путь-цель» Р.Хауса и Т.Митчелла. Ситуационная концепция П.Херси и К.Бланшара. Модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго. Развитие теорий лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего лидерства. Использование современных концепций лидерства в практике управления.
7.Особенности и различия "национальных" моделей менеджмента: японской, американской, европейской (маркетинговой). Проблемы формирования российской модели менеджмента.
Национальные модели менеджмента. Основные черты национальных моделей в современной экономической среде. Сравнительная характеристика национальных моделей, их достоинства и недостатки. Становление и развитие российской модели менеджмента, ее особенности, проблемы и перспективы развития.