ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В ходе анализа экскурсионных предложений костромских туроператоров внутреннего туризма на примере бюро туризма «Магеллан» было установлено, что экскурсий о выдающихся земляках в Костроме не существует. Данный факт доказывает целесообразность разработки цикла экскурсий «Знаменитые костромичи-меценаты».

Были исследованы теоретические аспекты проектирования и проведения экскурсий, даны основные понятия, принципы и признаки экскурсий, методики проведения экскурсий, которые стали основой при разработке цикла предлагаемой экскурсии.

Изучение государственных стандартов по проектированию туристских услуг позволило установить основные требования к проектированию услуги «Экскурсия». Они предусматривают определение: тематической направленности; объектов осмотра; продолжительности экскурсий; объема информации; формы перемещения по маршруту экскурсии; результатов социологического изучения предложений экскурсантов по условиям обслуживания. Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы: технологическая карта экскурсии; контрольный текст экскурсии; материалы портфеля экскурсовода; схема трассы маршрута транспортной экскурсии, дополнительная информация, перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание экскурсионных услуг, включая требования к образованию и профессиональной подготовке, стандарты работы персонала.

Проанализированы историко-культурные экскурсионные объекты, связанные с меценатами. В историческом плане рассмотрены наиболее значимые объекты и персоналии, которые могут полностью раскрыть тему благотворительности в нашей области. Такими персонами являются: Ф.В. Чижов, И.П. Третьяков, А.И. Акатов, М.И. Милославская, Ф.И. Нащокин. Г.И. Дунаев, Д.П. Шипов и другие. Уточнены особенности российского меценатства, выраженные в преобладании духовно-религиозных мотивов над практической направленностью.

Выделено четыре района Костромской области: Костромской, Судиславский, Чухломской, Солигаличский, которые наиболее ярко могут отразить тему меценатства в регионе, поскольку здесь наибольшее количество объектов, возведенных на средства меценатов, в отличие от других (например, в г. Нерехте большая часть общественных построек была возведена на средства городских властей).

Установлены основные объекты, которые могут быть включены в экскурсии:Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова, Костромское соединённое промышленное училище им. Ф.В. Чижова, родовспомогательное учреждение, приют А.И. Акатова, Григоровская гимназия, благотворительные учреждения при льнопрядильной фабрике братьев Зотовых (г. Кострома), церковь Успения Пресвятой Богородицы, дом Папулина, усадьба Третьяковых, здание приходского училища (г. Судиславль), Александровская богадельня, приют купцов Парфёновых, собор Преображения

(г. Чухлома), санаторий-водогрязелечебница, училище женское, собор Рождества Богородицы, училище духовное (г. Солигалич).

Изучение российского рынка экскурсий, объединенных темой меценатства и благотворительности, показало, что во многих городах в городские обзорные экскурсии включаются памятники архитектуры, созданные на средства благотворителей и меценатов. Тем не менее экскурсии узкой направленности, объединенные темой меценатства и благотворительности, разрабатываются и проводятся нечасто, преимущественно в крупных городах.

Разработаны оптимальные маршруты экскурсий, для каждого маршрута даны методические рекомендации, что упрощает внедрение цикла экскурсий в практику экскурсионной деятельности.

Цикл «Знаменитые костромичи-меценаты» включает тексты четырех экскурсий: «Костромские меценаты и благотворители», «Меценаты и благотворители Чухломы», «Судиславские предприниматели-меценаты», «Благотворители Солигалича».

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Провести пробные экскурсии для выяснения недостатков и достоинств предлагаемого цикла экскурсий. Возрастной состав экскурсантов может быть различен с целью выявления основного контингента клиентов.

Организовать более основательное изучение современного состояния благотворительности (меценатства) в нашей стране.

Проводить обучение экскурсоводов на базе благотворительных учреждений.

Использовать результаты исследования при подготовке рекомендаций по совершенствованию культурной политики, разработке региональных и отраслевых программ социокультурного развития и методик поддержки учреждений культуры и искусства.

Полученные выводы могут найти применение при разработке учебно-методических пособий для подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в области культуры.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж