Кредит-час 2

Лекция №1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Сенсуализм и рационализм. Чувственное и рациональное познания.

Лекция №2.Проблемы гносеологии как важнейшей составной сферы философского знания. Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Кретериий истины.

Познание – это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отобаржеения действительности в сознании человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и.т.д.

Отдельные науки не ставят и не рашают коренных проблем познания, а изучают его тодельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, наз.теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное науное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и.т.д.

В философии сложились две точки зрения на процесс познания-гностицизм и агностицизм.

По мению сторонников гостицизма, мир познаваем, а человек облдает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможнорсть познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант-согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает саму себя. Идеалитс ыутверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума.

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика , субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт.

Центральное место в системе категорий гносеологии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое.

Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между оюбъектом и субъектом, который и протекает и определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностией – носителей результатво познания, также является субъектом познания.

Объект познания – это то, а что направлена познавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоритического модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей ействительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Оценка – это логическое осмысление субъектом окружающией действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.

Основной формой познания и критерием истниы при познании является практика. Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное произволдство, управленческая деятельность, научный эксперимент.