Материя

Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Проблемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.

В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

«Материя-философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Ленин)».

В этом определении утверждается существование объективной реальностиғ кот не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил.-вопрос о соотношении материи и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно. Основной вопрос философии затрагивает проблему познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

Элементами структуры материи являются: неживая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микротела, планеты, галактики, Вселенная и мир), живая природа (ДНК,РНК, белки, клетка,организмы,виды,популяции,биоценоз,биосфера),общество (вид, семья, группа, коллектив этнос, раса, общество, государство, союз, человечество).

Метариалистическая философия утверждает, что движение – атрибут материи. Атрибут –это неотъемлемое св-во, без которого не может существовать объект.

Характерной чертой материи является движение – пространственное перемещение тел.

Формы материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

Движение материи является ее всеобъемлющим свойством т.к. движется все. Все формы движения кращение одних форм движения замениятся другуими, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Покой – это также движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Движение может быть количествнным, качественным, динамичным, популяционным.

Самоорганизация –способность к самосозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и отклонений материя приобретает новое состояние, новый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоорганизации материи называется синергетикой.

Размещенность в пространстве и времени –фил.выдвинуты субстанционный подход и реляционный.

Субстанционный (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией, наряду с материей, а отношение между ними как субстанционные.

Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) – воспринимали пространство и время кака отношение между материальными объектами.

Время – форма бытия материи, которая характеризует длительность существования материальных объектов и их изменеие в процессе развития.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия материлаьных тел.

Отражение –способность материальных систем воспрроизводить себе свойства взаимодействиющих в с ними других мат.систем. отражение бывает физическим, механическим, химическим.

«Бытие» - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решения такого рода вопроса предполагать умение мыслить, отвлекать от конкретных предметов, их признаков и свойств.

Ключевые слова:

Натурфилософия(от лат. nature - природа) – это умозрительное истолкование природы природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира.

Онтология(от греч. ontos – сущее и logos - понятие) – особое философское учение о бытии как таковом.

В отличии от натурфилософии и пантеизм диалектический материализм исключает из понятия материи всякое, духовно-божественное содержание. Кроме того, материя не сводится к какому бы то ни было единому вещественному субстрату, будь то огонь, вода, воздух, земля, атомы и т.д. Классический в диалектическом материализме считается определение материи данное В.И. Лениным. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

Субстанция (от лат substantia – сущность, то что лежит в основе) – философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, называют монистическими. Если в качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм, если первичной объявляется духовная субстанция (сознание, дух, мысль), то это монизм идеалистический. Монизму противостоит дуализм (от лат. - двойственный), согласно которому в основе мировоззрения лежат две субстанции – материальная и духовная.

Ключевые слова:

Движение – атрибут материи. Под движением понимается изменение вообще, т.е. любое изменение, как качественное, так и количественное.

Пространство и время – формы бытия материи. Единство многообразных, разнородных материальных объектов и составляет пространство, которое есть форма существования движущейся материи.

Неделя 13. Гносеология: общая проблема.

Цель: показать активный, целенаправленный, конструктивный характер познания, рассмотреть источники познания, его формы в процессе взаимосвязи и взаимодействии.