Кредит-час 2
Лекция№1.Сущность и смысловые ориентиры западной философии ХХ века.
Лекция№2. Позитивизм, его исторические формы. Экзистенциализм. Герменевтика.
Западная философия конца 19-начала 20вв. предстваляет собой множество отдельных течений и школ. Все эти учения, в принципе, опирались на достаточно сходные основания: идеализм в его различных модификациях, иррационализм,субъектизм, аналитическая философия, философия науки.
20-е столетие прошло в непрерывных поисках приемлимой научной картины мира, так как ускоренное развитие науки приводило к смене парадигм в различных отраслях знаний. Одновременно научно-технический прогресс порождал кризисы во многих сферах жизни. В социальных отношениях усилился ангонизм между трудом и капиталом в его сферу попали огромные массы людей, присущие капитализму противоречия распространились на отношения между странами. Все это время философия различными способами искала объяснение этих процессов, либо стремились отвлечь от их истинной природы – антагонизмов капиталистической системы.
Можно с уверенностью сказать, что западная философия в значительной степени стала антропологией – в первой половине 20-го столетия в ней произошел поворот к проблеме человека. На смену идей 17-18вв. о мировом начале приходит философия, начало которой положили философы С.Кьеркегор, Ф.Ницше и А.Шопенгауэр.
Именно в учениях этих философов произошел надлом классической немецкой философии. Эти философы показали, что познание и процесс добывания истниы даны далеко не всем и каждому, мир не является рациональной единой системой, прогресс в науке может привести человечество на грань исчезновения.
История оказалась иррациональной, а познание аристократично. Попытка создания всеобъемлющего мировоззрения оказалась утопией из-за крайней индивидуализации человеческого бытия. Они поставили в центр философских проблем человека.
Идеи этих философов отчетливо просматриваются и доминирует в более поздних течениях западно-европейской философии, относящихся к 20-мгг.20-го столетия.
Основными тенденциями современного философского мышления на западе являются сцентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Философская мысль в 20в. выдвигает целый ряд новых идей, которые удачно конкурируют со старыми идеями «классической» философии.
Идея изучения жизни отделного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей (классов, народов, этносов и.т.д.).
Движение от идей свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу, общество и себя лично, к человеку который жестко детерминирован экономикой, политикой, религией и пр. Открытие у человека подсознания, которое вместе с интуицией оказывает огромное влияние на поведение и жизнь индивида, становится центром современной антропологии.
Сознание и разум отдельного человека не понимаются как независимые структуры, они подвержены влиянию со стороны различных сил государств,партий, авторитетов и.т.д.
Производится в жизнь идея двух не зависящих друг от друга линий человеческого знания-научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину»и «философскую правду». Оптимистические идеи «классической» западной философии продолжаются в идеях техногенного постиндустирального общества. Огромное значение имеют идеи об антигуманистической сущности науки, деятельность которой может привести к физической гибели человеческой цивилизации или полной его деградации в результате зависимости человеческого интеллекта от достижений современной электроники, последних разработок современных биологов в области клонирования живых сущесств, возможности тотального контроля над сознанием и поведением огромных масс людей.