Философские идеи эпохи Просвещения: французский материализм и английский сенсуализм (Дидро, Гельвецкий, Локк).
Французские материалисты XVIII в. несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды в форме широкодоступных изданий.
Дени Дидро - самый глубокий представитель французского материализма. Его великим жизненным подвигом было издание “Энциклопедии”, в которой было изложено просветительское мировоззрение. Особенность философских воззрений - он стремился на основе диалектических идей проникнуть в природу возникновения и существования жизни. Дидро дальше развил теорию познания материализма, этику и эстетику исходя из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. Сквозь его воззрения на органическую природу пробивается мысль о развитии и связи протекающих в природе процессов. По мысли Дидро, все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает, каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Особое внимание Дидро привлекала проблема материалистического истолкования ощущений. На этот вопрос могут быть два ответа: или ощущение появляется на известной ступени развития материи как нечто качественно новое, или же способность, аналогичная способности ощущения, должна быть признана свойством всякой материи независимо от формы материального тела и от степени его организации. Согласно последнему взгляду, организация определяет только вид одушевления, но не само качество одушевленности, которое принадлежит материи, как таковой.
Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи.
У Гельвеция главный объект философствования - ум человека и он сам. Основные его трактаты так и назывались “Об уме” и “О человеке, его умственных способностях и его воспитании”. Особое значение придавал проблемам этики. Он показал, что в условиях абсолютной монархии происходит нравственное развращение общества. Самовластье монарха порождает низкопоклонство, лесть. Знакомство с произведениями Гельвеция подводило к мысли о необходимости изменения обстоятельств жизни, для формирования подлинно нравственного человека. В этике Гельвеций придерживался теории разумного эгоизма.
При всех заслугах французского материализма, к числу которых относят:
- материалистическое решение вопросов философии во взглядах на природу;
- материалистическое обоснование теории ощущений;
- стремление в философских выводах использовать достижения науки;
- стремление освободить этику от мистики, а мораль от предрассудков, — этот материализм был материализмом механистическим.
Он имел ограниченности и недостатки, которые обнаруживались прежде всего в социальных теориях.
Джон Локк явился продолжателем материалистической теории познания, детально разработанной им на основах материалистического сенсуализма.
Локк определяет философию как истинное познание вещей. Он видел в философии средство, раскрывающее начала свойств и действий вещей. Философ подверг критике теорию врожденных идей. Этой теории он противопоставляет убеждение, что источником всех знаний является внешний опыт. Отрицание существования врожденных идей выступает исходным его концепции человека. Ведь отсюда вытекало, что нет раз и навсегда данной фатальной предопределенности от самого рождения на всю жизнь остаться примитивным и неразвитым существом, ибо вполне можно и нужно развивать разум, его способности и склонности.
Опыт Локк делил на внешний (дающий нам простые идеи) и внутренний (рефлексия, представляющей собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение, которое может быть свойственно лишь взрослому человеку, у новорожденного душа напоминает чистую доску. Внутренний опыт возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осуществляется под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт - вторичный в отношении собственного внешнего мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешнего опыта. Расчленение опыта на внешний и внутренний давало основание для различения путей его освоения, что в свою очередь представляло возможность делить познание на рациональное и чувственное.
Важное место в учении о бытии и познании Локка занимает учение о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам он относит протяженность, длительность, величину, фигуру, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механическое движение, покой, плотность. Особенности - они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств, и это восприятие способно быть точным. К вторичным качествам Локк относит цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т. п.
Идеи первичных вторичных качеств формируются благодаря чувствам и рефлексии. Обобщение знаний о тех и других качествах осуществляется разумом и находит выражение в языке.
Познание: чувственное и интуитивное, демонстративное (или выводное), все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Каждый из названных видов познания способен привести к истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.
Государство должно гарантировать социальную свободу и инициативу. Правительство обязано подчиняться законам государства. Этому призвано содействовать отделение исполнительной власти от законодательной.
Философия Д. Локка была вершиной в развитии британского эмпиризма XVII в. Его вклад в теорию познания, психологию, педагогику, социальную философию был настолько существенным, что принадлежащие ему идеи и открытия вдохновляли философов в последующие времена.