Эволюция эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Беркли, Д.Юм.
Френсис Бекон разработал доктрину философии, основанную на опытном знании, и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи.
Основные положения Ф. Бэкона:
1. Предметом философии является природа.
2. Он провозгласил принцип энпиризма- природа, ее явления и законы должны проверяться на практике опытным путем.
3. Разработал индуктивный метод познания, который включает 6 основных пунктов
1- наблюдение фактов
2- их систематизация и классификация.
3- отсечение лишних фактов.
4- разбить явление на составные части
5- проверить все части на опыте
6- обобщить все данные.
4. Считал, что основой познания являются чувства, а завершением - разум
5. Считал, что знания должны приносить практическую пользу обществу.
6. Чтобы знания были силой нужно естественный разум очистить от заблуждений. Выделил 4 вида идолов:
1- идолы пещеры- взгляд из пещеры индивидуальный подход к действительности. Путь преодоления коллективный опыт.
2- идолы рода- проявляются через аналогию собственного я с предметом познания, теряется сущность самого предмета. Путь преодоления- убрать субъективность мышления.
1 и2 идолы- врожденные.
3- театра- вера в авторитеты и старые философские идеи. Путь преодоления- изучения природы
4. Площади- рынка. Заблуждения от общения, где через язык сохраняются старые понятия, это мешает возникновению новых понятий в науке.
7. Выделил 3 пути познания:
1. Путь паука, где люди вбирая знания в себе, не создают новых.
2. Путь муравья- путь однобокого знания.
3. Путь пчелы- это верный, он дополняется первыми двумя, заключается в обобщении знаний.
Джорж Беркли. Будучи священнослужителем, он выступил против материализма. В своих сочинениях раскрывает свою философскую систему субъективного идеализма. Своеобразие философии Д. Беркли заключается в том, чтоон стремился защитить религию от материализма. С этой целью идеи материализма он истолковывает в субъективно-идеалистическом духе. Соглашаясь с тем, что человек постигает мир с помощью ощущений, он превращает их в основу не только познания, но и нашего мировоззрения. Ощущения - это единственная реальность, с которой имеет дело познающий субъект. Существуют лишь ощущения, а материя не существует. Она — предрассудок материалистов. Конкретные материальные вещи — это модификации сознания. У Беркли субъективно-идеалистические допущения подкрепляются объективно-идеалистическими. Причиной идей, формирующихся на основе ощущений, является Бог. Его философия подвергалась острой критике материалистов. Полемика с Беркли в последующие времена позволила выявить недостатки онтологических и гносеологических идей субъективного идеализма.
Давид Юм подытожил эволюцию философии от тяготеющего к материализму эмпиризма к субъективному идеализму. Он стал прародителем большей части философских учений двух последующих столетий. Основной труд Д. Юма “Трактат о человеческой природе”. Юм как философ испытал влияние со стороны идей Беркли. Однако в отличие от Беркли — воинствующего поборника идеализма и религии, Юм — скептик, который стремится избежать крайностей философии Беркли и открытого конфликта с выводами естествознания. Как и Беркли, исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. При этом он ссылался на то, что никакой человеческий опыт не может доказать существование божества. Для Юма неприемлемо и представление материалистов, по мнению которых ощущения являются результатом взаимодействия человека и объективного мира. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Юм полагал, что человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившим его объектом. Он полагал, что источником знаний о порядке вещей служит вера. Результаты усилий философов демонстрируют слепоту и слабость человеческого разума. Недооценка значения научного знания и преувеличение роли здравого смысла с его стороны - своеобразная реакция на чрезмерные претензии разума, науки в эпоху просвещения, когда затем обнаруживается, что они не могут исполнить обещания. Скептическая философия Юма делает уступку агностизму, отвергающему познание мира или сомневающемуся в том, что человек способен иметь знание о мире. Историческое значение философии Д. Юма заключается в том, что его скептицизм заставил философов, живших после него, продолжить осмысление теории и психологии познания, а также направлять усилия на исследование проблем этики.