Древнегреческая философия: круг проблем, основные черты и школы.
Древнегреческая философия – философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Этапы:
•демократический — VII— V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;
• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.
Особенности:
•материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
• была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
• стержневая идея - космоцентризм;
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма;
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита")
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
• ярко выраженный космоцентризм;
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
• поиск первоначала, породившего все сущее;
• гилозоизм (одушевление неживой природы);
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская школа. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
• пытались объяснить законы природы второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес(примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, оставивший большое научное и философское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года;
• сделал ряд математических открытий.
Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения материи;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха;
• проводил параллели между душой человека и воздухом - "душой космоса";
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит из Эфеса(2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления:
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики;
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира;
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического);
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война есть отец всему и мать всему".
Пифагорейцы- сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
• первопричиной всего сущего считали число;
• выступали за познание мира через число;
• считали единицу мельчайшей частицей всего;
• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое).
Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Атомисты— материалистическая философская школа, философы которой "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".
Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии.
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
• весь материальный мир состоит из атомов;
• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
• атомы имеют различную величину, форму;
• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
• атомы находятся в вечном движении;
• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
Софисты— философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).
Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Свою правоту доказывали с помощью софизмов— логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Заслуги: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов.
Протагор(V в. до н. э.). "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Выдвинули субъективное мнение человека:
• вне человеческого сознания ничего не существует;
•нет ничего раз и навсегда данного;
• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека;
• окружающий мир относителен;
• объективное (истинное) познание недостижимо;
• существует только мир мнения.