Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы. Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
1)это устойчивая картина мира, включающая в себя конкретно-исторические представления о мире; 2)оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

3)целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей.

Суть философского мировоззрения - мир, состоящий из трех "царств": действительности, ценности и смысла.

Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

Бог - высшее существо, достойное поклонению.

Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к миру.

 

2,Структура философского знания: предмет философии, её основные объекты и разделы.Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии – онтологию;

2) учение о деятельности – праксеологию;

3) теорию познания – гносеологию;

4) теорию ценностей – аксиологию;

5) учение о человеке – философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества – социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли Теорию диалектики.

Учение о способах познания философии есть методология, а учение о путях творчества и их обосновании – эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка,

1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия
2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.
3)логика- учение о законах и принципах мышления
4)Этика – учение о нравственности, морали
5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.
7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)
8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники;
10) аксиология – учение о ценностях;Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение «человек – мир», рассматриваемое под углом Зрения природы и сущности мира и человека, Места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.