Глоссарий (краткий словарь ключевых терминов и понятий)

Агрессия (Agression). Физическое или вербальное поведение, направленное на при­чинение кому-либо вреда. В лабораторных экспериментах под этим может подра­зумеваться удар электрическим током или словесный выпад, рассчитанный на то, чтобы задеть чьи-либо чувства. При таком социально-психологическом определе­нии агрессии человек может быть напористым, не будучи агрессивным.

Альтруизм (Altruism). Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Близость (Proximity). Географическое соседство. Близость (более точно — «функ­циональная дистанция») предполагает возникновение чувства приязни.

Боязнь оценки (Evaluation apprehension). Обеспокоенность тем, как нас оценивают другие.

Взаимодействие (Interaction). Эффект влияния одного фактора (например, биологического) на другой (например, на окружающую среду).

Гендер (Gender). В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой людидают определение понятиям «мужчина» и «женщина». По­скольку «пол» является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически основанные гендерные различия как «половые разли­чия».

Гендерная роль (Gentier role). Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин н женщин.

Гипотеза (Hypothesis). Подвергаемое проверке предположение, описывающее взаи­мосвязь, которая, возможно, существует между событиями.

Группа (Group). Двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влия­ют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».

Групповая поляризация (Group polarization). Вызванное влиянием группы усиле­ние ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскопа мнений внутри группы.

Двухступенчатый коммуникационный поток (Two-step flow of communication). Процесс, в ходе которого воздействие средств массовой коммуникации зачастую осуществляется через «лидеров мнения», влияющих, в свою очередь, на окружаю­щих.

Двухфакторная теория эмоций (Two-factor theory of emotion).Возбуждение x яр­лык = эмоция.

Деиндивидуализация (Deindividualization). Утрата самоосознания и боязни оцен­ки: возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Депрессивный реализм (Depressive realism). Тенденция людей, находящихся в легкой депрессии, составлять объективные (а не в пользу своего Я) суждения, атрибуции и прогнозы.

Дискриминация(Discrimination). Неоправданно негативное поведение по отноше­нию к группе или ее членам.

Зеркальное восприятие (Mirror-image perception). Взаимно негативные представления друг о друге, часто возникающие у сторон конфликта; например, своя сторо­на считается нравственной и миролюбивой, а другая - злонамеренной и агрессивной.

Игры с ненулевой суммой (Non-zcro-sum games). Игры, в которых суммарный вы­игрыш не обязательно ранен пулю. Сотрудничая, оба игрока могут выиграть; со­перничая, оба могут проиграть.

Иллюзия контроля (Illusion of control). Восприятие событий, которые невозможно контролировать, как подверженных собственному контролю или более контроли­руемых, чем это есть па самом деле.

Иллюзорная взаимосвязь (Illusory correlation). Восприятие индивидом взаимоот­ношении там, где их в реальности нет, или восприятие взаимоотношений более тес­ными, чем они есть на самом деле.

Инграциация (Ingratiation). Использование таких стратегии, в частности лести, с помощью которых люди пытаются добиться расположения других.

Индивидуализм (Individualism). Концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы. При этом самоидентификация осуществляется на основе личностных атрибуции, а не посредством отождествления себя с группой.

Инстинктивное поведение (Instinctive behavior). Врожденная, не связанная с на­учением модель поведения, проявляющаяся у всех представителей данного вида.

Инструментальная агрессия (Instrumental agression). Агрессия, являющаяся сред­ством достижения какой-либо иной цели.

Интегральное соглашение (Integrative agreement). Соглашение типа «я выиграл — ты выиграл», в котором совмещаются интересы обеих сторон к их взаимной выгоде.

Информационное влияние (Informational influence). Конформизм, возникающий вследствие принятия суждений других людей о реальности.

Канал коммуникации (Channel of communication). Способ, которым передается со­общение, - лицом к лицу, письменно, на кинопленке или каким-либо другим обра­зом.

Катарсис (Catharsis). Эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия на­ходит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабляется, когда индиви­дуум «высвобождает» энергию агрессии либо посредством агрессивного действия, либо за счет воображаемой агрессин.

Контакты равного статуса (Equal-status contact). Контакты на основе равенства. Отношения между людьми с неравным статусом порождают установки, закрепля­ющие их отношения, то же самое верно и для отношений людей с равным статусом. Таким образом» чтобы ослабить предубежденность, межрасовые контакты должныиметь место между лицами равного статуса.

Конфликт (Conflict). Воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Конформизм (Conformity). Изменение поведения или убеждений в результате ре­ального или воображаемого давления группы.

Корреляционное исследование (Correlational research). Изучение естественно возникающих связей между переменными.

Косвенный способ убеждения (Peripheral route persuasion). Убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например привле­кательность оратора.

Кредитность (Credibility). Убедительность. «Кредитный» коммуникатор восприни­мается одновременно и как эксперт, и как заслуживающий доверия.

Культура (Culture). Понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

Лидерство (Leadership). Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Личностное пространство (Personal space). Буферное пространство, которое мы предпочитаем сохранять вокруг себя. Размер этого пространства зависит от степе­ни нашей близости с лицом, находящимся рядом.

Локус контроля (Locus of control). Степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую «изнутри» посредством собственных усилий и дей­ствий или контролируемую «извне» случаем или внешними силами.

Любовь-дружба (Companionate love). Нежность, которую мы чувствуем к тому чело­веку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной.

Любовь-страсть (Passionate love). Состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют.

Независимая переменная (Independant variable). Экспериментальный фактор, кото­рым манипулирует исследователь.

Нормативное влияние (Normative influence). Конформизм, основанный на желании человека удовлетворить ожидания других, как правило, для того, чтобы добиться признания.

Норма взаимности (Reciprocity norm). Ожидание того, что люди, скорее всего, ока­жут помощь, а не навредят тем, кто им помог.

Норма социальной ответственности (Social-responsibility norm). Ожидание того, что люди будут помогать тем, кто от них зависит.

Нормы (Norms). Правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предпи­сывают «правильное» поведение. (В другом смысле слова нормы также описывают, как поступает большинство, — то есть то, что считается нормальным.)

Одобрение (Acceptance). Конформизм, который включает действия и убеждения в соответствии с социальным давлением

Ошибка базовой оценки (Base-rate fallacy). Тенденция игнорировать или не полно­стью использовать базовую оценочную информацию (информация о большинстве людей), находясь под влиянием частностей, характерных для рассматриваемого случая.

Переговоры (Bargaining). Поиск согласия посредством непосредственного обсуждения между участниками конфликта.

Перенос (Displacement).Переключение агрессии с источника фрустрации на дру­гую мишень. Обычно новая мишень безобиднее или более социально приемлема.

Посредничество (Meditation). Попытка нейтральной третьей стороны разрешить конфликт путем улучшения коммуникации и выдвижения предложений.

Предрассудок (Prejudice). Неоправданно негативная установка но отношению к группе и отдельным се членам.

Привлекательность (Attractiveness). Качества, очаровывающие аудиторию. Обаятельныйкоммуникатор (зачастую чем-то похожий на аудиторию) наиболее убедителен в случаях, когда большую роль играет субъективное предпочтение.

Приобретенная беспомощность (Learned helplessness). Безнадежность и покорность, приобретаемая в случае, если человек или животное не чувствует возможности контроля над повторяющимися непонятными событиями.

Самопрезентация (Self-presentation). Акт самовыражениям поведения, направлен­ный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

Самораскрытие (Self-disclosure). Раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.

Самоуважение (Self-esteem). Всеобъемлющая оценка человеком самого себя или чувство собственного достоинства.

Самоэффективность (Self-efficacy). Чувство собственной компетентности и эффек­тивности. Отличается от самоуважения и чувства собственного достоинства. На­пример, у бомбардира может быть высокая самоэффективность и низкая самооценка.

Случайная выборка (Random sample). Процедура опроса, при которой каждый чело­век в изучаемой популяции имеет равные шансы включения.

Социальная идентичность (Social identity). Аспект «мы» в «нашей Я-концепции. Вариант ответа на вопрос «Кто я такой?», базирующийся па нашей принадлежно­сти той или иной группе. Примеры: «я — австралиец», «я — католик».

Социальная леность (Social loafing). Тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Социальная фасилитация (Social facilitation). 1) Первоначальное значение — тен­денция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. 2) Современное значение — усиление доминантных реакций в присутствии других.

Сплоченность (Cohesiveness). Чувство «Мы» — степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии.

Справедливость (Equity).Состояние, при котором «доход» каждого участника от взаимоотношений пропорционален его «вкладу». Обратите внимание: справедли­вость отнюдь не означает всегда равного «дохода».

Стереотип (Stereotype). Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой инфор­мации.

Стереотип физической привлекательности (Physical-attractiveness stereotype).Презумпция того, что физически привлекательные люди обладают социально же­лательными чертами: что красиво, то и хорошо.

Стиль объяснений (Explanatory style). Привычный способ объясненияжизненных событий. Негативный, пессимистичный, депрессивный стиль объяснений приписы­вает неудачи устойчивым, глобальным и внутренним причинам.

Стойкость убеждений (Belief perseverance). Стойкость чьих-либо первоначальных представлений. Когда основа убеждения дискредитируется, объяснение, почему убеждение могло бы быть истинным, остается.

Техника «прямо в лоб» (Door-in-the-face technique). Стратегия для получения уступок. После первой попытки, когда некто просит об огромном одолжении и получает отказ («прямо в лоб»), тот же проситель обращается с более разумной просьбой.

Теория (Theory). Интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и прогнозируют наблюдаемые события.

Теория атрибуции (Attribution theory). Теория о том, как люди объясняют поведе­ние других, приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям чело­века (устойчивым чертам, мотивам и установкам) или внешним ситуациям.

Теория реалистического группового конфликта (Realistic group conflict theory).Теория, согласно которой предрассудок является результатом конкуренции между группами за дефицитные ресурсы.

Теориясамовосприятия (Self-perception theory). Теория, согласно которой неуве­ренность в собственных установках заставляет нас делать о них выводы посред­ством «наблюдения за собой» — отслеживая свое поведение и ситуацию, в которой установки проявляются.

Теория социального научения (Social learning theory). Теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.

Теория социального обмена (Social-exchange theory). Теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».

Требуемые характеристики (Demand characteristics). Подсказки в эксперименте, которые намекают участнику, какого поведения от него ждут.

Установка (Attitude). Благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправ­ленном поведении.

Уступчивость (Compliance). Конформизм, при котором внешние действия хотя и соответствуют социальному давлению, однако присутствует личное несогласие.

Уязвимость по отношению к стереотипу (Stereotype vulnerability). Разрушительно влияющее опасение, что кто-то подтвердит правильность негативного стереотипа.

Феномен самонадеянности (Overconfidence phenomenon). Тенденция быть скорее уверенным, чем точным, то есть переоценивать корректность своих убеждений.

Феномен справедливого мира (Just-world phenomenon). Склонность верить в то, что мир справедлив и поэтому люди имеют то, чего они заслуживают, а также заслуживают того, что имеют.

Феномен уровня адаптации (Adaptation-level phenomenon). Тенденция адаптиро­ваться к определенному уровню стимуляции и, как следствие, обращать внимание и реагировать лишь на те изменения, которые происходят на данном уровне.

Фрустрация (Frustration). Блокирование целенаправленного поведения.

Фундаментальная ошибка атрибуции (Fundamental attribution error). Тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влия­ния на поведение других. (Также называется предубеждение соответствия, так как мы часто считаем, что поведение соответствует диспозициям.)

Эволюционистское направление в психологии (Evolutionary psychology).Учение об эволюции поведения, основанное па законах естественного отбора. Предполага­ет, что естественный отбор благоприятствует такому способу восприятия информа­ции и такому поведению, которые при определенных условиях способствуют со­хранению и распространению тех или иных генов.

Эвристика репрезентативности (Representativeness heuristic). Стратегия судить о степени вероятности чего-либо посредством оценки, насколько хорошо оно пред­ставляет специфические прототипы или соответствует им; может заставить челове­ка пренебречь дополнительной полезной информацией.

Эгоизм (Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруиз­му, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

Экономическая психология (Economic psychology).Междисциплинарная отрасль научного знания, связанная с закономерностями экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности и формированием экономического сознания личности.

Экспериментальное исследование (Experimental research). Исследование, которое выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним или несколькими факторами (независимыми переменными) и контролируя (оставляя неизменными) другие.

Экстраординатная цель (Superordinate goal). Общая цель, требующая совместных усилий; цель, а свете которой различия между людьми не принимаются во внима­ние.

Эмнатия (Empathy). Самозабвенное переживание чувств другого; попытка поставить себя на его место.

Этноцентризм (Ethnocentrism). Убежденность в превосходстве собственной этни­ческой и культурной группы, и, соответственно, презрение ко всем остальным груп­пам.

Эффект вторичностн (Recency effect). Последняя по времени поступления инфор­мация иногда оказывает наибольшее влияние. Эффект вторичности встречается реже, чем эффект первичности.

Эффект гомогенности «чужой» группы (Outgroup homogeneity effect). Восприя­тие членов «их» группы более похожими друг на друга, чем членов «нашей» груп­пы. Таким образом, «они — похожи; мы — разные».

Эффект дезинформации (Misinformation effect). Эффект» возникающий тогда, ког­да человек, присутствовавший при событии, получает ложную информацию о нем и позднее встраивает эту дезинформацию в свою память о происшедшем.

Эффект ложного консенсуса (Falce consensus effect). Тенденция переоценивать распространенность какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного по­ведения.

Эффект ложной уникальности (Falce uniqueness effect). Тенденция недооценивать тот факт, что способности и желательное или эффективное поведение имеют широ­кое распространение.

Эффект недостаточного оправдания (Insufficient justification effect). Уменьше­ние диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания «недостаточны».

Эффект очевидца (Bystander effect). Открытие, согласно которому человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются оче­видцы.

Эффект первичности (Primacy effect). При прочих равных условиях воздействие информации, представленной раньше, обычно сильнее.

Эффект простого нахождения в поле зрения (Mere-exposure effect). Тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего.

Эффект сверхоправдания (Overjustification effect). Если платить людям за то, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные.

Эффект спящего (Sleeper effect). Отсроченное влияние сообщения; имеет место, когда мы помним само сообщение, но забываем причину недоверия к нему.

Эффект ссылки на себя ((Self-reference effect). Тенденция эффективно обрабатывать и хорошо запоминать информацию, относящуюся к самому себе.

Я-структура (Self-schema). Вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.

 

Список рекомендуемой литературы

 

а) Основная литература

1. Спасенников, В.В. Экономическая психология деловых отношений в профессиональной деятельности / В.В.Спасенников. – Брянск: БГТУ, 2013 (базовый учебник).

2. Спасенников, В.В. Теория ролей в экономическом поведении (Анализ концепций символического интеракционизма) / В.В.Спасенников. – М.: МГЭИ, 2000. – 104с.

3. Спасенников, В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях / В.В.Спасенников. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. – 202с.

4. Спасенников, В.В. Психология потребностей, мотивов и эмоций: учебное пособие / В.В.Спасенников. – Тверь: Тверской гос. техн. университет, 1998. – 120с.

5. Спасенников, В.В. Психология труда, экономическая психология, эргономика / В.В.Спасенников. – М.: Perse, 2007. – 303с.

6. Спасенников, В.В. Экономическая психология: монография. –изд. 3-е, перераб. и доп. / В.В.Спасенников. – М.: Perse, 2012. – 464с.

7. Спасенников, В.В. Экономическая психология и духовно-нравственные проблемы созидательной деятельности в России / Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников// Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2010. - С. 40-47.

8. Спасенников, В.В. Социально-психологическая диагностика личностных особенностей представителей «Студенческого актива» в процессе формирования лидерских качеств / Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. - том 16. - №2. - С. 170-174.

9. Спасенников, В.В. Формирование социально-психологической компетентности в процессе разработки и апробации тестовых обучающих программ / Ю.А. Бабанова, Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. - том 16. - №3. - с. 46-53.

10. Спасенников, В.В. Экономическая психология: современные тенденции и перспективы развития /В.В. Спасенников, И.Е. Задорожнюк, Э.Х. Локшина// Вопросы психологии. – 2011. - №1. - С. 150-152.

11. Спасенников, В.В. Экономико-психологическое обеспечение управления процессами создания и внедрения инноваций /В.В. Спасенников, Д.В. Ерохин// Психология в экономике и управлении. – 2011. - №2. - С.42-49.

12. Спасенников, В.В. Систематизированный указатель основных публикаций по экономической психологии за 2000-2012 г.г. /В.В. Спасенников, А.В. Евенко Д.В. Ерохин. – Брянск: БГТУ, 2012. – 118с.

б) Дополнительная литература

1. Алексеев, А.А. Поймите меня правильно или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А.Алексеев, Л.А.Громова. – М.: Perse, 2011. - 184с.

2. Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение / О.А.Бабева. – М.: Юнити, 2005. – 166с.

3. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп./ О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 401с.

4. Горленко, О.В. Регулирование рекламной деятельности в России и за рубежом/ О.В.Горленко// Мировая экономика и международные отношения. – 2012. - №3. - С.29-33.

5. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л.Доценко. – М.: Perse, 2012. – 188с.

6. Егоршина, А.П. Управление персоналом / А.П.Егоршина. – 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2011. – 448с.

7. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение / Е.Н.Зарецкая. – М.: Юнити, 2009. – 278с.

8. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М.: Владос, 1999. – 188с.

9. Инин, Е.Н. Основы теории аргументации / Е.Н.Инин. – М.: Владос, 1997. – 216с.

10. Кристофер, З. Тренинг лидерства / З.Кристофер, Л.Смит. – СПб.: Питер, 2008. – 188с.

11. Кузнецов, И.Н. Бизнес-этика / И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – М.: «Дашков» КО, 2008. – 498с.

12. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д.Кэмпбелл. — М.: МГУ, 2002. – 380с.

13. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А.Лабунская. - Ростов/Д: Феникс, 1999. – 288с.

14. Леонгард, К.Акцентуированные личности / К.Леонгард. — Ростов н/Д: Фе­никс, 1997. – 377с.

15. Ложкин, Г.В. Экономическая психология / Г.В.Ложкин, В.В.Спасенников. – Киев: ВД «Профессионал», 2012. – 300с.

16. Панасюк, А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия / А.Ю.Панасюк. – М.: Perse, 2012. – 266с.

17. Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / В.Н.Панкратов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 320с.

18. Пиз, А. Язык телодвижений / А.Пиз. – М.: Perse, 2012. – 200с.

19. Психология и этика делового общения: учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 286с.

20. Пфеффер, Дж. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса / Дж.Пфеффер. - М.: Perse, 2011. – 422с.

в) программное обеспечение и интернет-ресурсы

Иностранные и общественные газеты http://library pressdisplay.com

EBSO- универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов в гуманитарных областях знаний http://search.epnet.com

«Электронная библиотека диссертаций российской государственной библиотеки» (электронная библиотека БГТУ) http://diss.rsi.ru

Электронная библиотека «BOOK.RU» http://book.ru

Словари:

Википедия (свободная энциклопедия) http://ruwikipedia.org/wki/

http://slovari yandex.ru

http://dic.academic.ru