Отражение как субстанциальная категория теории познания. Эволюция форм отражения. Непосредственное и опосредованное отражение в познании.
Отражение- воспроизводство отдельных сво-в структуры, особенностей одного предмета другим в процессе и в результате их взаимодействия. Т.к. взаимодействие носит всеобщий харакер, то отражение является всеобщим свойством материи.
Отражение делится на виды:
- физическое
- химическое
- биологическое
- социальное
Отражение в живой материи обретает информативный характер, где инфа- содержание отражения, которое используется живыми организмами в своей жизнедеят-ти
Высшая форма отражения- сознание, следовательно. в познавательном процессе имеется диалектическое противоречие, сторонами которого являются объект и субъект. (Объект- то,что познается субъектом).
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Особенности основных уровней познания.
Уровни познания
1. Обыденное
используются в нашей повседневной жизни, жизненный опыт
2. Научно-эмпирическое
организованное, системное исследование объектов, есть методология, понятийный аппарат, инструментарий
Объекты изучаются непосредственно, при этом исследуются их отдельные стороны. В результате выводятся эмпирические законы, связанные с прикладной наукой, которые применяются на практике.
3. Научно-теоретическое
системное, имеется методология,
синтез результатов эмпирического познания (Если эмпирик стоит за приборами, то теоретик сидит за столом и синтезирует результаты эмпирического познания)
В результате формируются антиномии – разные истинные знания об одном объекте
Гегель: появление антиномий показывает, что эмпирический уровень исчерпал себя, следовательно, формируется теоретический уровень, на котором разрешаются проблемы эмпирического уровня
Предмет познается в его целостности, целостное, системное знание об объекте. Полученное знание используется в практике, как основание практической деятельности..