Эволюция английского эмпиризма, антирационалистическая философия Д.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма.

Создатель целостной концепции сенсуализма в философии Нового времени— английский ученый и политический мыслитель Джон Локк (1632–1704). Главная идея сенсуализма— утверждение, что единственным источником знаний являются органы чувств человека. Чувства, ощущения— главная форма достоверного познания. Только благодаря чувственному опыту в голове человека появляются знания.

Джон Локк подробно обсуждал и критиковал теорию врожденных

идей Рене Декарта. По его мнению, не существует идей, общих для всех людей. То, что кажется самоочевидным для взрослого человека, не очевидно для детей, идиотов или дикарей.

Лок — материалист. Все качества вещей он подразделяет на первичные и вторичные. Первичные — плотность, протяженность, фигура, движение, число — реально присущи вещам, неотделимы от них. Вторичные качества — цвет, вкус, звук, запах — реально, в вещах, не существуют, они лишь даны нам в восприятиях. Иначе говоря, человеку кажется, что предмет красный или что-то приятно на вкус и запах. Но это все субъективно. Другому человеку то же самое может показаться совсем неприятным.

 

Дж. Беркли, опираясь на принципы сенсуализма, разработал классический вариант субъективного идеализма. Его главная философская работа — «Трактат о началах человеческого знания».

«Существовать — значит быть воспринимаемым». Любой предмет, например, яблоко, реально существует для меня, поскольку я его вижу — оно красное или зеленое, определенных размеров. Я могу надкусить яблоко, ощутив вкус. Наконец, без труда можно определить плотность плода и др. Яблоко, таким образом, - это комплекс субъективных ощущений и ничего более. Но возникает вопрос: а данное яблоко существует, если я никоем образом его не ощущаю? Получается, что материальный мир приобретает скачкообразное бытие: воспринимается — мир существует, не воспринимается — его нет. - это философия солипсизма. Беркли объявил все качества вторичными: нет мира вне моего, субъекта, восприятия.

Неверие — источник зла на земле.

 

Последователь Беркли английский философ Дэвид Юм (1711–1776) довел философскую концепцию Беркли до полной логической завершенности. Наиболее важные философские труды Юма— «Трактат о человеческой природе» и «Исследование о человеческом познании».

Юм — агностик ( непознаваемость мира): возможно, мир — всего лишь мое субъективное восприятие, и Беркли прав, но возможно он и ошибается.

Человеческое познание имеет дело только с ощущениями (или идеями, качествами вещей) и никогда не воспринимает их носителя— какие􏰀либо субстанции. Доведенный до абсолютной логической последовательности сенсуализм должен, по мнению Юма, остановиться на утверждении: существуем только мы и наши ощущения. Что стоит за ощущениями, каков их источник— материальная субстанция, бог или что􏰀либо еще— мы вообще не можем знать. Признание существования субстанции, лежащей в основе мира (все равно, — материальной или духовной),— это просто необоснованное допущение.