Проблемы познания, специфика их решения в философии Ф. Бэкона

Бэконовское учение о методе и познании;

Фрэнсис Бэкон – английский философ ,родоначальник эмпиризма. Наиболее значительной является работа «О достоинстве и приращении наук». Автор изречения – «знание сила».

Ф. Бэкон был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Бэкон разработал индуктивный метод познания. Он включает в себя: наблюдение фактов, их систематизацию и классификацию, отсечение ненужных фактов, разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте; обобщение. Бэкон ценил свой метод за то, что он позволил классифицировать факты, на которые опирается наука. Опытно-индуктивный метод Бэкона имел в качестве своей главной цели выработку строго обоснованных понятий («аксиом»), опираясь на которые только и можно достичь эффективных знаний о природе. Путь к таким понятиям является путем аналитического расчленения сложных предметов явлений природы на более простые элементы..

Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от 5 «идолов», то есть дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», то есть ориентации, в частности ожидание большего порядка, чем существующий в реальности. «Идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю - это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий. «Идолы рынка» - использование дурных слов, влияющих на ум. «Идолы театра» - связаны с общепринятыми системами мышления, например религиозные. «Идолы приверженности к старым школам» - когда слепое правило способно заменить рассудительность в исследовании.