Единичное, особенное и общее.

Единичное – категория, выражающая относительную обособленность объектов в пространстве и времени, их количественную и качественную неповторимость. В категории «общее» выражаются определенные свойства или отношения, характерные для класса предметов или явлений.

Единичное и общее невозможны друг без друга. Общее существует только через единичное, определяет закономерности протекания процессов в любом явлении данной системы (*человек = проявление родовой сущности + единичные черты). Способ и мера объединения общего и единичного в одном явлении выражается категорией «особенное».

Сущность и явление.

Сущность – это совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта.

Явление – это внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события.

Сущность – это нечто глубинное, явление – внешнее, сущность – устойчивое, явление – изменчивое, сущность скрыта от органов чувств, явление – это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, сущность объективна, явление – это единство объективного и субъективного.

Единство сущности и явления выражает единство мира и нашего знания о нем.

Содержание и форма.

Содержание – это структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании. В содержание входит и существенное и несущественное, и закономерное и случайное, и внутреннее и внешнее. В понятии содержания определяющую роль играет признание структурных взаимосвязей, без которых содержание распадается (*содержание воды – не атомы кислорода и водорода сами по себе, а определенные связи между ними; *содержание общества – не механическая совокупность людей, а многообразные связи, существующие между индивидами и социальными группами, все богатство их материальной и духовной жизни; *холст и краски не составляют содержание картины, а бумага и типографская краска – книги, содержание произведений искусства – идеи, вложенные в них авторами). Содержание объекта может проявляться по-разному в зависимости от того, с какими объектами он взаимодействует, от внешних условий и т.д.

Форма – способ существования и проявления содержания. Различают форму внешнюю и внутреннюю (это различение восходит к Гегелю). Внешняя форма передает видимый облик объекта, это граница данного содержания; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта; она является выражением содержания.

Содержание и форма существуют в единстве. Не бывает бессодержательных форм и бесформенного содержания. В то же время одно и то же содержание может существовать в разных формах (*вода – в форме жидкости, пара или льда; * одна и та же идея – в разных формах общественного сознания).

Содержание выполняет определяющую роль по отношению к форме: изменение формы является отражением изменения содержания; в то же время новое содержание может некоторое время существовать в старой форме, а возникновение новой формы ведет к новым изменениям в содержании (*развитие общества; *устаревшие приемы мышления отстают от процессов развития действительности, а формирование нового типа мышления является стимулом для дальнейшего развития общества).

Причина и следствие.

Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер.

Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием.

По своему содержанию причины могут быть материальными (физическими, химическими, биологическими) и идеальными (психологическими, социальными); по характеру – объективными и субъективными; по способу проявления – динамическими (однозначными) и статистическими (предполагающие возможность нескольких следствий).

На понятии причинности основан философский принцип детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности всех явлений. Детерминизм утверждает объективный характер причинно-следственных связей, из чего следует возможность познания, объяснения и предсказания явлений и событий. В противоположность ему, индетерминизм отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей.

Необходимость и случайность.

Необходимость – это закономерный тип связи между явлениями и процессами, который вызван устойчивыми, внутренними, существенными причинами. Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях и в определенной форме.

Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Это то, что в данных условиях может произойти в той или иной форме или вообще не произойти.

Необходимость и случайность находятся в диалектической взаимосвязи. Необходимость проявляется через множество случайных явлений (*согласно теории Дарвина, случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и могут привести к изменению вида).

Абсолютизация случайности привела к формированию фатализма – мировоззренческой позиции, согласно которой все в мире предопределено (судьбой, Богом или всей системой взаимодействия явлений) и от воли человека ничего не зависит. Противоположное ему направление – волюнтаризм – абсолютизирует роль случая, ничем не ограниченной свободы воли. Однако свобода воли – это способность человека принимать решения в соответствии со своими интересами, целями и идеалами, основанная на познании им объективных свойств и закономерных связей мира. В этом заключается диалектика свободы и необходимости: «Свобода – это осознанная необходимость» (Б.Спиноза).

Возможность и действительность.

Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие.

Действительность – это все то, что существует. Это единство единичного и общего, сущности и явления, содержания и формы, необходимого и случайного. Возможность – это то, что в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Таким образом, возможность - это тенденция развития действительности, а действительность –это реализованная возможность и основа для новых возможностей. Категории возможности и действительности выражают этапы процесса развития (*возникновение и развитие жизни на Земле: сложившиеся некогда условия создали возможность для появления простейших живых организмов, содержавших в себе возможность появления более сложных форм жизни).

Существуют разные виды возможностей:

-реальная – закономерная тенденция развития, связанная с объективной необходимостью,

-формальная – связана со случайностью. Формальная возможность может с течением времени стать реальной и превратиться в действительность (*полет в космос 1000 лет назад – 50 лет назад – сейчас).

Степень возможной реализации данного события при данных условиях выражается категорией «вероятность». Степень вероятности исчисляется на шкале от 0 до 1 или от 0 до 100%.