Субъективный идеализм в философии Нового времени.
Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677 гг.) – голландский философ.
В своем основном философском труде «Этика» он критикует дуализм Декарта и развивает материалистическое учение о мире. По мнению Спинозы, не может быть двух субстанций в мире. В понятии единой субстанции, т.е. основы всего, всеобщей причины, Спиноза соединяет Бога и природу. (Понятие «Бог» у Спинозы неравнозначно теистическим представлениям: это не личность, наделенная всемогуществом, на Творец, а бесконечная безличная сущность). Бог и природа слиты и неразделимы; природа и есть Бог, следовательно, природа является причиной самой себя. В этом проявляется пантеизм Спинозы.
Спиноза называет следующие свойства единой субстанции:
·независимое ни от чего существование;
·вечность;
·бесконечность;
·является внутренней причиной самой себя и всего сущего.
В отличие от субстанции, отдельные вещи конечны и находятся в постоянном изменении. Движение имеет свой источник в субстанции, однако проявляется только в единичных вещах (поскольку субстанция неизменна, она лишена движения). Отдельные вещи Спиноза называет модусами.
Атрибутами, т.е. неизменными, неотделимыми от нее свойствами субстанции Спиноза называет протяженность и мышление. Т.к. мышление неотделимо от субстанции, то все порожденные ею вещи в различной степени обладают мышлением (от камня до человека), т.е. Спиноза одухотворяет природу.
В учении о познании Спиноза стоит на позициях рационализма. Познание мира, по Спинозе, проходит 3 ступени:
·чувственное восприятие мира;
·рассуждения разума о полученных чувственным путем знаниях;
·интуитивное знание, независимое от чувственного опыта.