Практические задания по социально-философской проблематике.

Задача 1. Заполнить таблицу

Общественно – экономические формации Основные классы Не основные классы
Первобытнообщинный строй    
Рабовладельческий строй    
Феодальный строй    
Капиталистический    
Коммунистический    

 

Задача 2.

В левом столбике указаны имена социальных философов, а в правом – их произведения. Укажите, кто какие произведения написал?

№№ Автор №№ Произведения
1. К. Поппер   Диалектика Просвещения
2. Ф. Фукуяма   Тюремные тетради
3. К. Маркс   Экономическо-философские рукописи 1844 г.
4. А. Грамши   Великий разрыв
5. Т. Адорно, М.Хоркхаймер   Открытое общество и его враги
  Ж. Бодрийар   Надзирать и наказывать
  М. Фуко   Истоки истории и ее цель
  К. Ясперс   Система вещей

Темы для эссе.

1.Творческое оскудение, которое наблюдается в различных областях искусства, есть не что иное как оборотная сторона столь характерной для современного общества неспособности к разговору. Ведь современный разговор протекает так, словно прямое выражение чувства или мысли стало недопустимым как нечто пошлое. Все должно быть пропущено через формирующий фильтр юмора – который в конце концов самоистощается, оборачиваясь трагической немотой.

2. Согласно экономической логике, подчиняющей себе как собственно экономические, так и любые другие отношения, необходимо стремиться к установлению быстро обновляющихся связей, а значит добиваться быстроты и легкости потребления, основанных на этике ответственности, открытости и на свободе выбора.

3. Понадобились десятилетия, чтобы полностью развеять предрассудки, традиционно придававшие различным профессиям возвышенный ( служители культа, врачи, учителя), либо позорный ( воровство, проституция) смысл. Теперь стало возможно установить точную иерархию различных социальных структур, пользуясь простыми численными параметрами: годовой доход и количество отработанных часов.

4. Получив возможность оценить самих себя с помощью несложного набора числовых показателей, освободившись от проблем бытия, которые долгое время мешали быстрому и легкому течению мысли, западные люди – во всяком случае молодые – смогли приспособиться к прорывам в технологии, которые вызвали в обществе масштабные экономические, психологические и социальные перемены.

Начался странный парадоксальный процесс, который длится по сей день: параллельно с глобализацией в сферах развлечений и деловых обменов усиливается роль национальных языков и культур.

6. Общество, достигшее «перегрева», не обязательно взрывается, оно теряет способность создавать нечто значимое, поскольку вся энергия уходит на информативное описание его случайных проявлений.

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение:

 

Тема 1.Методологические функции философии

Возникновение методологической функции философии с возникновением науки. Методы философии и методы науки: их соотношение. История выработки «единственно правильного научного метода. Индукционизм Бэкона, аналитико-синтетический метод Декарта, диалектика Гегеля. Проблема ограниченного научного познания как методологическая проблема. Методология неокантианства. Методология феноменологии. Методология герменевтики. Герменевтика от библейской экзегетики до герменевтики Хайдеггера и Гадамера. Методологические разработки М. Фуко. Методы деструкции, реконструкции. Деконструкции. Возможности использования разработок философии в разных науках. Специфика социально-гуманитарного знания и его методологические проблемы. Специфика построения теоретических моделей в естественных и социальных науках. «Жесткие» и «мягкие модели», области их применения.

Литература:

1. Ильин В.В. Философия науки – М. 2003.

2. Койре А. Очерки истории философской мысли – М. 2004

3. Кохановский В. Философия науки – М. 2005.

4. Зотов А. Современная западная философия – М. 2003.

Дополнительная литература:

5. Башляр Г. Новый рационализм.– М. 1987.

6. Герменевтика: история и современность.– М. 1985.

7. Канке В. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века.– М. 2000.

8. Л. Витгенштейн. Философские работы.– М. 1994.

9. Л. Витгенштейн: человек и мыслитель. –М. 1993

10. Поппер К. Предположения и опровержения. – М. 2004

11. Языки как образ мира – М. 2003

Контрольные вопросы по теме:

1. Что означает понятие «методологическая функция философии»?

2. По отношению к каким областям знания это понятие может употребляться?

3. Дайте основные характеристики метода элиминативной индукции. Где и как этот метод может использоваться?

4. Дайте основные характеристики дедуктивного метода? Где и как этот метод может быть использован?

5. В чем состоит сущность диалектического метода? В отношении каких объектам он может быть применен?

6. Как и когда был разработан герменевтический метод? В чем состоит трудность его применения?

7. Назовите основные методы, разработанные постмодернистской философией. В чем состоит их специфика?

 

Тема 2.Изменение понятия истины от Аристотеля до современности.

Первая логическая формулировка понятия истины Аристотелем. Освобождение понятия истины от морального аспекта. Поиск абсолютной истины в классических теориях познания. Понятие истины у Декарта, Спинозы, Лейбница. Истина корреспонденции и когерентная истина. Онтологическое обоснование истинности знания. Критика абсолютной истины Кантом. Границы познания. Категория истины в гегелевской философии. Абсолютная, относительная и объективная истина, их характеристики. Переход от относительной к объективной истине. Истина как процесс. Несводимость истинного знания к логическому или эмпирическому знанию. Истина как конвенция в теории Пуанкаре. Истина как консенсус в социальных и политических науках. Расширение понятия истины в современной философии.

Литература:

1. Ильин В.В. Философия науки – М. 2003

2. Философия науки ( под ред. С. Лебедева) – М. 2004

3. Койре А. Очерки истории философской мысли – М. 2004

4. Кохановский В. Философия науки – М. 2005.

5. Зотов А. Современная западная философия – М. 2003.

6. Свасьян К. Становление европейской науки – М. 2002

7. Библер В. От наукоучения к логике культуры.– М. 1991

8. Гадамер Г. Истина и метод. – М,1994

9. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –Киев, 1997

10. Н. Моисеев. Расставание с простотой.– М. 1996.

11. Рикер П. Конфликт интерпретаций – М. 2002

12. Ж. Делез. .Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. –М, 2000.

13. Мамардашвили М. Кантианские вариации.– М. 1997.

14. Труфанов С «Наука логики» Гегеля в доступном изложении – М. 1999

Контрольные вопросы по теме:

1.Что означает слово «истина» в ее первоначальном понимании?

2. Что такое «абсолютная истина»? Может ли она существовать?

3. В чем состоит особенность в понимании истины как конвенции? Как консенсуса?

4. Что означают слова Гегеля «истина есть процесс»?

5. В состоянии ли познание отказаться от истины? Чем ее можно заменить?

6. Кто из современных философов внес серьезный вклад в современное понимание истины?

 

Тема 3.Функции социальной философии в современном мире.

Специфика социальной и политической философии. Понятие социального. Социальный постмодернизм. Методологические принципы исследования общества: системный принцип, диалектический принцип, принцип историзма и др. Общая характеристика методов изучения социального: системный метод, метод моделирования. И др. Возможности и границы эксперимента в социальных и политических науках. Необходимое и случайное в политике. Тема власти и общества в современных социальных теориях. Власть в понимании М. Вебера, Ю. Хабермаса, М. Фуко и т.д. Власть и контроль: Онтологические характеристики. Интеллектуалы и власть.Человек в тоталитарных, автократических, технократических и демократических системах. Демократическая система и демократический человек. историческое сознание и посттрадиционная идентичность.

Прогностическая функция современной философии.

Глобальные проблемы. Глобальные трансформации мира, глобализм и антиглобализм.

Литература:

1. Арон Р. Введение в философию истории – М.2000

2. Гаджиев К.С. Политическая философия. – М.1999 .

3. Зиммель Г. Проблемы философии истории. Проблема исторического времени. // Зиммель Г. Избранное. Т. 1– М. 1996.

4. История теоретической социологии – М.1998, разд 2,

5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация – М.2002

6. Новая индустриальная волна на Западе.– М. 1993

7. Новая постиндустриальная волна на Западе.– М. 1999.

8. Философия техники в ФРГ. –М. 1989.

9. Фукуяма Ф. Доверие – М. 2004.

10. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек – М. 2004

11. Хабермас Ю. Политические работы. – М. 2005

12. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб, 1997

13. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. – М. 2003

14. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт – М. 2002

Контрольные вопросы по теме:

  1. Как характеризуется современный этап истории?
  2. Как можно определить степень демократизации общества?
  3. Существуют ли некие общие критерии демократизма?
  4. Какие проблемы называются глобальными?
  5. Что означает слово «глобализм»?
  6. В чем причина антиглобалистских выступлений во многих странах?

Задания для самостоятельного выполнения:

(тематика рефератов)

  1. Диалоги Платона: Критика Гераклита в диалоге «Кратил»; Учение об идеях в диалоге «Федон»; Космология Платона в диалоге «Тимей».
  2. Трактаты Аристотеля: Учение о причинах в гл.3–7 Кн. 1 «Метафизики»; Критика учения Платона об идеях в гл 9 кн. 1 «Метафизики». Учение о причинах в гл. 1 кн.5 «Метафизики»; Причина причин в гл.7 кн 12, гл 1 кн 13 «Метафизики»
  3. Понятие монады в «Монадологии» Лейбница.
  4. Философия Декарта в изложении Спинозы в «Основах философии Декарта, доказанных геометрическим способом»
  5. Проблема пространства и времени в «Критике чистого разума» Канта ( ч 1. гл. 1,2)
  6. Учение о природе в диалоге Шеллинга «Бруно или о божественном и природном начале вещей» в Шеллинг. Соч. в 2 т.т. т. 1 М– 1987.
  7. Понятие природы в «Философии природы» Гегеля. Энциклопедия философских наук. – М. 1975 г.
  8. Диалектика Бытия и Ничто в философии Сартра. Бытие как понимание в работе Хайдеггера «Бытие и время» §§ 31, 32, 33, 34, ( М Хайдеггер Бытие и время – М. 1993)
  9. Природа философского знания и критика софистики в диалоге Платона «Евтидем» - диалог «Евтидем»
  10. Вопрос о природе лжи в диалоге «Гиппий меньший» - диалог «Гиппий меньший».
  11. Восхождение от чувственного к познанию принципов в «Метафизике» Аристотеля. – Аристотель. Метафизика. Кн.1 гл 1.
  12. Исследование истины в «Метафизике» Аристотеля. – Аристотель. «Метафизика», кн 2 гл.
  13. Разделение теоретического знания на физику и метафизику в работе Ф. Бэкона «Великое восстановление наук» - Ф. Бэкон, Соч. М, 1971, т. 1 кн. 3, гл.
  14. Софизмы Ф. Бэкона и их опровержение – там же, кн. 6 гл 3, кн
  15. Антитезы Ф. Бэкона» как метод мышления там же
  16. «Правила для руководства ума» - гносеологическая программа Декарта.
  17. Различие чистого и эмпирического знания в «Критике чистого разума» Канта. – И. Кант, Критика чистого разума, Введение, разд 1-7
  18. «Кто мыслит абстрактно» - Гегель, Работы разных лет, М. 1970.
  19. Истина, рациональность и рост научного знания. (По работе К. Поппера «Предположения и опровержения» гл. 10.
  20. Существование и герменевтика в работе П. Рикера «Конфликт интерпретаций», Введение.
  21. Индивидуальное и общественное в познавательной деятельности ( по работе Б. Рассела «Человеческое познание. Его сфера и границы.» Ч. 1 гл. 1.
  22. Языковые игры Л. Витгенштейна в «Философских исследованиях» ( по: Витгенштейн Л. «Философские исследования»// Языки как образ мира – М. 2003.)
  23. Тема души-колесницы в диалоге Платона «Федр»
  24. Этические нормы в «Никомаховой этике» Аристотеля
  25. «Нравственные письма к Луцилию» - наставление Сенеки молодежи
  26. Проблема человеческой жизни в «Трактате об ученом незнании» Н. Кузанского
  27. Нравственные императивы в «Опытах» Монтеня
  28. « О свободе воли» Э. Роттердамского и «О рабстве воли» М. Лютера: альтернативы.
  29. Проблема нравственного закона в «Критике практического разума» Канта.
  30. Природа человека в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» К. Маркса
  31. Природное и социальное в человеке в работе Канта «Метафизика нравов» ( ч. 2)
  32. Доброкачественная и злокачественная агрессия по работе Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» ч. 3
  33. Диалектика Божественного и человеческого в человеке ( работа Н. Бердяева Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. Гл. 1, 2
  34. Роль системы образования в платоновском государстве ( по диалогу «Государство)
  35. Типы государственного устройства в «Политике» Аристотеля
  36. Вопросы философии права в «Философии права» Гегеля
  37. Отношения господства и подчинения в «Феноменологии духа» Гегеля
  38. Трактат И. Канта « К вечному миру» - программа миротворчества.
  39. Критика «закрытого общества» в кн. К. Поппера «Открытое общество и его враги» т.