Тема 4. Феноменология и герменевтика: история и современность (сам.раб.)
План
1. Библейская экзегетика как начало и исток герменевтики. Проблема понимания.
2. Классическая герменевтика Шлейермахера и Дильтея. Грамматическая и психологическая герменевтика.
3. Преодоление психологизма (Риккерт, Гадамер) Герменевтика Гадамера. Герменевтика как методология гуманитарных наук. Проблема интерсубъективности в современной герменевтике. Понимание и структуры сознания и языка. Герменевтика П. Рикера. Истолкование символов.
4. Герменевтика и феноменология. Понимание субъективности в феноменологии.
5. Идея феноменологии как обосновывающей теории науки. От герменевтики к современной диалогической философии.
Тема 5. Современные проблемы теории сознания, познания и науки (сам.раб.)
План
4. Философия науки в эпоху «большой науки». Проблема научного факта и истинность эмпирического знания. Проблема обоснования научной теории.
5. Постпозитивизм в современной философии. Фальсификационизм К. Поппера, теория науки Тулмина, Лакатоса, Куна. Проблема научной рациональности.
6. Классическая и неклассическая рациональность. Понимание научной рациональности в современной философии науки. Понимание истины в современной науке.
7. Онтологическая относительность и гносеологическая абсолютность объекта науки. Развитие научного знания. Передний край и дисциплинарная матрица науки: характер взаимоотношений.
8. Философско-методологические проблемы современной науки. Методы естественнонаучного и гуманитарного знания, их методологическое различие. Неокантианский проект (Риккерт, Виндельбанд). Специфика «наук о духе».
Антропологическая и социально-философская проблематика
Тема 6. Человек античности: философский анализ (сам.раб.)
План
3. Проблема человека в философии античности. Сократ: истина как добродетель.
4. Учение Платона о добродетелях и качествах души.
5. Этика Аристотеля. Теория «господина» и «раба». Рабы по природе и рабы по установлению. Человек как гражданин. Отличие человека от животных. Принцип «золотой середины» в этике Стагирита. Этические и дианоэтические добродетели, их происхождение и значение в человеческой жизни. Этический идеал Аристотеля.
6. Идеал мудреца в эллинистической философии: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм. Скептический мудрец – теория сомнения. Эпикурейский мудрец – удовольствие. Стоический мудрец – долг.
7. Теории смысла и мудрости жизни в античной философии, их влияние на последующую европейскую культуру.
8. Распад морального и истинного, последствия отделения добродетели от истины. Эллинизм и христианство: общее и различное в понимании человеческой природы.