Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и истоки философии. Проблема бытия в античной философии

Роль и место философии в обществе. Социокультурная детерминация и собственная традиция в философии. Основные философские традиции. Восточная и западная философия.

Определение предмета философии и его проблемы. Структура философского знания и язык философии. Зарождение философского знания. Переход от мифологической к логической структуре мира. Первые философы. Милетская школа. Учение о бытии в философии досократиков. Устройство вселенной и преобразование вещей. Учение о бытии и структуре космоса в учении атомистов. Философия Гераклита Эфесского. Числовой космос пифагорейцев. Учение о бытии в философииэлейцев. Логическая аргументация элейцев в пользу единства бытия.

Основные понятия: социокультурная детерминация, философская традиция, логическая структура мифа, бытие, онтология, досократики, элейцы, огонь- логос, апейрон, аэр, небытие, милетцы, Космос и хаос, первоначало.

Тема 2. Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания (сам.р.)

Человеческая субъективность как предмет философствования. Деятельность софистов как учителей мышления и языка. Проблема знания и истины. Истина в понимании софистов. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) как эпистемологическое положение. Аргументы Протагора.

Философия Сократа. Анализ понятий с помощью диалога. Проблема истинного знания. Диалектика Сократа. Принципы и формы сократического диалога. Истина и добродетель. Истина как бытие. Роль самоосновных понятий в диалектике Сократа. Сократ и Парменид в понимании Единого. Сократ и сократические школы. Киники, киренаики.

Основные понятия: субъективность и объективность, диалогичность, софисты, истина, диалектика как метод, ирония, майевтика, эпистема, эпистемология

 

Тема 3,4. Истоки философского учения о человеке. Добродетель и истина.

Человек античности: философский анализ (сам.раб.)

Проблема человека в философии античности. Сократ: истина как добродетель. Учение Платона о добродетелях и качествах души. Этика Аристотеля. Теория «господина» и «раба». Рабы по природе и рабы по установлению. Человек как гражданин. Отличие человека от животных. Принцип «золотой середины» в этике Стагирита. Этические и дианоэтические добродетели, их происхождение и значение в человеческой жизни. Этический идеал Аристотеля. Идеал мудреца в эллинистической философии: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.Скептический мудрец – теория сомнения. Эпикурейский мудрец – удовольствие. Стоический мудрец – долг. Теории смысла и мудрости жизни в античной философии, их влияние на последующую европейскую культуру. Распад морального и истинного, последствия отделения добродетели от истины. Эллинизм и христианство: общее и различное в понимании человеческой природы.

Основные понятия: этика, этические и дианоэтические добродетели, душа-колесница, уровни души, «золотая середина», «мудрец», истина и добродетель, пайдейа, апатия, атараксия, гедонизм.

 

Тема 5. Бытие вещей и бытие идей. Онтология и космология Платона и Аристотеля

УчениеПлатона об идеях (2-я кн. «Государства»). Разграничение и отношения мира идей и мира вещей. Имя, идея, Эйдос как предметно-смысловое целое. Мифологическое и логическое в платоновской картине мира. Иерархия идей. Эйдологическая картина космоса. Гармония и мера как смысл платоновского космоса. Космология Платона.( диалог «Тимей»).

Критика платоновской теории идей Аристотелем ( «Метафизика») Отношения идей и вещей в философии Аристотеля. Учение о сущностях. Многопорядковость сущностей. Вещь как самотождественная сущность. Учение о причинах изменения и движения сущего. Идея перводвигателя, ее значение в философии Аристотеля. Физика и космология Аристотеля. Учение об элементах мира. Система мироздания.

Основные понятия: перводвигатель, эйдос, элементы мира, Гиперурания, Демиург, мир идей, форма и материя, сущность и явление, метафизика.

 

Тема 6, 7. Античная гносеология (Платон и Аристотель)