ВВЕДЕНИЕ

О.Я. ГОЙХМАН,

Т.М. НАДЕИНА

 

 

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

 

УЧЕБНИК

 

 

Под ред. проф. О.Я. Гойхмана

 

 

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

специализирующихся в области сервиса

 

 

Москва

ИНФРА-М

ББК 65.9(2Р)27

Г57

 

Рецензенты: проф., д-р филол. наук Г.Г. Городилова;

старший научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова,

канд. филол. наук О.Ф. Кривнова

 

Разделы 3 и 4, глава 2.3 и параграфы 2.4.1 и 2.4.2 написаны профессором О.Я.Гойхманом

раздел 1, главы 2.1 и 2.2, параграф 2.4.3 написаны доцентом Т.М. Надеиной.

Работа над фонетическим аспектом речевой коммуникации (параграф 2,4.3) осуществлялась при поддержке фонда Research Support Scheme of the Higher Education Support Programme, грант № 435/1995.

 

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация:

Учебник/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М,

2003. — 272 с. (Серия "Высшее образование").

 

ISBN 5-16-000657-5

 

 

Учебник имеет целью обучение основам речевого общения путём совершенствования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и устной речи. Приводятся системы упражнений, направленные на улучшение речи, освоение речевых тактик, а также образец деловой игры для отработки навыков коммуникации.

Для студентов вузов и учащихся колледжей. Может быть полезен всем, кто хотел бы добиться успеха в различных ситуациях речевого общения.

 

 

ББК 65.9 (2Р)27

 

ISBN 5-16-000657-5 © О.Я. Гойхман,

Т.М. Надеина, 1997

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

К специалисту в области сервиса предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Речь является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму, правовым услугам населению, музейному сервису, домашнему менеджменту, не говоря уже о референтах и документоведах. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Речевая коммуникация весьма сложна по своей структуре. Стремлением познать ее сущность, природу человеческого общения одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. На стыке наук существуют такие направления, как психолингвистика, паралингвистика, социолингвистика,

этнолингвистика.

Несмотря на такой широкий интерес к проблемам речевого общения, отечественных учебников и учебных пособий по основам речевой коммуникации для нефилологических специальностей практически нет. Есть немало книг, посвященных деловому общению, но их авторами являются, как правило, либо психологи, либо специалисты в области управления. На наш взгляд, в этих изданиях факторы языка и речи отодвинуты на второй план. Между тем следует отметить появление в последнее время весьма конструктивных пособий по культуре речи и ораторскому искусству (Васильева А.Н. «Основы культуры речи», Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи», Введенская Л.А., Павлова Л.Г «Культура и искусство речи» и ряд других), которые, однако, не исчерпывают всех реалий, связанных с речевым общением. Особенно обширна переводная литература по проблемам общения, но и она не охватывает всего круга вопросов речевого общения.

Учебное пособие «Основы речевой коммуникации» было составлено авторами и вышло в свет в 1992 г. Данное издание, подготовленное на его основе, претерпело весьма существенные изменения. Объем его увеличен почти вдвое за счет включения новых разделов (их теперь четыре, а не два), учета современных направлений отечественной и зарубежной психолингвистики, а также опыта самих авторов, накопленного за годы преподавания этой дисциплины в вузе.

Методическая концепция авторов данного учебника базируется на понимании общения как деятельности. Необходимо отметить, что с 70-х годов в литературе наметились две точки зрения на эту проблему. Так, ряд философов, например М.С. Каган, пришли к выводу, что общение лежит в пределах деятельности*. Другие же, в частности Л.П. Буева, трактовали общение как нечто иное, чем деятельность*.*

В конце 70-х годов на страницах журнала «Вопросы философии» развернулась дискуссия между А.А. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым. Аргументируя свой взгляд на общение как на деятельность человека, психолог и лингвист А.А. Леонтьев отмечал, что субъект деятельности всегда является «коллективным субъектом», а отнюдь не изолированным индивидом, что и делает общение внутренним моментом деятельности*.* * Контраргументация Б.Ф. Ломова основывается на том, что общение как межсубъектное взаимодействие принципиально отличается от освоения субъектом объектов, которое и является деятельностью.* * * *

Опираясь на концепцию А.А. Леонтьева, авторы разработали учебную программу курса по основам речевой коммуникации и организовали учебный материал таким образом, что в нем большое внимание уделяется совершенствованию навыков различных видов коммуникации (чтения, письма, слушания, говорения).

Для этой цели каждый раздел учебника снабжен материалами для самостоятельной работы, включающими учебные задания, контрольные вопросы и тесты для самоконтроля.

На наш взгляд, такой подход к обучению основам речевого общения является залогом его эффективности.

 

1Раздел