К ГЛАВЕ II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА

Упражнение 3 (с. 24)[70]

 

1. Вместо Х можно подставить слово “причина”, взятое в кавычки. Получаем: “Причина” – философская категория.

Упражнение 6 (с. 26)

 

2. В предложении говорится о трехместном отношении “... знающий... лучше, чем ...”.

Упражнение 7 (с. 27)

 

2. “Мать” — предметный функтор, “Сократ” — единичное имя.

Упражнение 8 (с. 29)

 

1. Формула.

3. Выражение не является формулой.

К ГЛАВЕ III. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ

Упражнение 1 (с. 34)

 

1. Нарушен принцип конкретности.

Упражнение 2 (с. 38, 41)

 

2. Нарушен принцип непротиворечия.

9. Нарушен принцип достаточного основания.

К ГЛАВЕ IV. СУЖДЕНИЕ, ВОПРОС, НОРМА

Упражнение 2 (с. 47)

 

2. Обще-частно-частноутвердительное суждение.

5. Частно-единично-единичноутвердительное суждение.

Упражнение 8 (с. 54)

 

2. Наличие атмосферы вокруг Земли является необходимым, но не достаточным условием для возникновения существующих на Земле видов живых существ.

Упражнение 9 (с. 57)

 

1. Логически возможно.

2. Фактически необходимо.

Упражнение 10 (с. 61)

 

4. Суждения находятся в отношении противоречия.

Упражнение 11 (с. 63, 64)

 

1. Полное отрицание: “Ни один океан не имеет пресную воду”.

9. Некоторые студенты не изучают ни одной науки.

12. Не идет дождь или не идет снег.

Упражнение 13 (с. 71)

 

9. Предпосылкой вопроса является суждение “Ты бил своего отца”. Если человек, которому задан вопрос, не бил своего отца, то предпосылка является ложной, а вопрос логически некорректным, провокационным.