Упражнение 8
Взяв за основу изложенную логику выработки управленческого решения, разработайте собственную логику, проиллюстрируйте ее на конкретном примере. (Обсуждение различных “логик” может быть темой семинарского занятия.)
Контрольные вопросы
1. В чем различие развитой и неразвитой проблем? 2. Что представляет собой проблема как процесс развития знания? 3. Что представляет собой гипотеза как процесс развития знания? 4. В каком случае догадка является гипотезой? 5. Каковы способы доказательства гипотез? 6. Какие предположения являются судебно-следственными версиями? 7. В чем специфика процесса выдвижения и обоснования версий? 8. Каковы характерные черты теории? 9. В чем различие формально-логической и диалектико-логической форм? 10. Каковы основные этапы разработки управленческого решения?
ГЛАВА Х
АЛГЕБРА ЛОГИКИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В СФЕРЕ ПРАВОПОРЯДКА
ПОНЯТИЕ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ
В элементарной алгебре, какую изучают в средней школе, операции над числами — сложение, вычитание, умножение и др. описываются при помощи равенств типа:
а + в = в + а;
а • в == в • а;
(а + в)2 = а2 + 2ав + в2.
В алгебре логики применяются три операции — логическое умножение (•), логическое сложение (Ú) и логическое отрицание (-). Эти операции являются операциями над суждениями. Суждение имеет одно из двух значений — оно истинно или ложно. Пусть значению “истина” соответствует число 1, а значению “ложь” — число 0. Таким образом в алгебре логики операции осуществляются в конечном счете над числами 1 и 0. В этом имеется некоторое сходство между алгеброй логики и элементарной алгеброй.
Операции алгебры логики “•” и “Ú” соответственно понимаются как конъюнкция и дизъюнкция, операция “-”— как логическое отрицание. Свойства этих операций описываются посредством тождеств 1—13. В качестве знака логического тождества (равенства) употребляется символ “=”.
Правильность некоторых из этих тождеств очевидна, а некоторых — нет. Постараемся пояснить неочевидные тождества, чтобы у читателя появилась уверенность в их правильности.