ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

 

Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией — движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том числе к утверждениям об отдельных предметах. Часто эти методы противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств познания. Так, Ф.Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Р. Декарт — дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового времени эти крайние точки зрения начали преодолеваться. Так, Г.Галилей, И.Ньютон, Г.Лейбниц, признавая за опытом, а значит, и за индукцией большую роль в познании, отмечали вместе с тем, что процесс движения от фактов к законам не является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое время не удавалось.

В современном научном познании противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (например, абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т.д.).

Контрольные вопросы

 

1. Что представляют собой индуктивные умозаключения? 2. В чем отличие отношения подтверждения от отношения логического (дедуктивного) следования? 3. Что собой представляет обратная дедукция? 4. Каковы методологические требования, выполнение которых повышает степень правдоподобия заключения, получаемого посредством обратной дедукции? 5. В чем различие между абсолютной и статистической неполной индукцией? 6. Какие методологические требования необходимо соблюдать при индукции через отбор? 7. На какой методологии основаны методы установления причинных связей между явлениями? 8. В чем специфика применения методов установления причинной связи в социальном познании? 9. Каковы основные виды умозаключений по аналогии? 10. Каковы основные функции аналогии?

 

ГЛАВА VI

ПОНЯТИЕ