ЗАНЯТИЕ №22
ТЕМА: Архитектура целостного поведенческого акта
С точки зрения рефлекторной теории, жёстко связывающей реакции организма со стимулом, трудно объяснить механизмы сложного целенаправленного поведения, роль биологических и социальных мотиваций, памяти, способность человека прогнозировать своё поведение и предвидеть его результаты.
Принципиально новым в изучении поведения явился подход с позиций теории функциональных систем, когда в основу анализа поведения ставится не стимул, а результат поведения. Теория функциональных систем создана П.К. Анохиным и разрабатывалась им около 40 лет. В настоящее время её продолжают развивать его ученики и последователи. Функциональная система любого поведенческого акта, независимо от его сложности, имеет единую архитектонику (узловые механизмы).
Цель занятия:
1) знать:
- понятие функциональной системы поведения, её основные компоненты и динамику работы.
2) уметь:
- анализировать системные механизмы целенаправленного поведения;
- привести примеры поведенческого акта.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Афферентный синтез функциональной системы целенаправленного поведения (П.К. Анохин).
2) Принятие решения и формирование программы действия.
3) Акцептор результата действия функциональной системы поведения.
4) Эфферентный синтез.
5) Оценка результатов действия функциональной системы поведенческого акта (П.К. Анохин).
Задания для самостоятельной работы на занятии:
Практическая работа №1