Опыт Аристотеля

В процессе неоднократных воздействий на человека комплексных раздражителей в ЦНС формируется интегральный сенсорный образ этих раздражителей. Например, при взятии рукой карандаша его специфический сенсорный образ формируется в результате сочетанного поступления в ЦНС тактильной, проприоцептивной, зрительной информации. В последующем человек обучается бы­стро выделять знакомые комплексы раздражителей даже в ситуа­ции ограничения сенсорного поступления возбуждений в ЦНС. Например, не глядя на предмет, на основании лишь ощущений прикосновения и давления человек в состоянии идентифицировать качественные характеристики пред­метов воздействия. Необходимо учесть, что идентификация свойств предметов при ограничениях объёма сенсорного воздейст­вия должна протекать в условиях стандартного, т. е. обычного, воздействия предмета на органы чувств, в противном случае воз­можны ошибки, что можно иллюстрировать опытом Аристотеля.

Оснащение: металлический шарик диаметром 5—7 мм или горо­шина.

Содержание работы. Закройте глаза, зажмите малень­кий шарик (горошина) между указательным и средним пальцами. При этом возникает ощущение воздействия на кожу пальцев од­ного шарика. Перекрестите пальцы так, чтобы шарик был зажат между медиальной стороной указательного пальца и латеральной стороной среднего пальца. При этом создается ощущение воздей­ствия на кожу пальцев двух шариков. Последнее связано с тем, что обращенные друг к другу кожные поверхности перекрещенных пальцев в обычных условиях одновременно раздражаются различ­ными предметами, что приводит к образованию в ЦНС соответ­ствующей ассоциативной связи.

Оформление протокола. Опишите свои ощущения при проведении опыта.

 

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача №1

На основании каких признаков человек судит о направлении и скорости движения предметов, удаляющихся от него?

Задача №2

Расставьте ниже перечисленные участки кожи по степени возрастания чувствительности её к прикосновению: предплечье, спина, подошва, нос, кончики пальцев рук, губа, лоб.

Задача №3

У больного повреждены канальцы внутреннего уха. Может ли он дать отчёт о положении головы в пространстве?

Задача №4

На человека действует болевой раздражитель. Можно ли, не спрашивая отчёта об его ощущениях, узнать, что он чувствует боль?

Задача №5

Где легче определить направление источника звука – в воздухе или в воде?

Задача №6

Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчётливо чувствуем, что на этот палец села муха?

Задача №7

Как изменяется слух, если овальное окно в костной капсуле улитки закрыть жёсткой мембраной?

Задача №8

Назовите вещества, снижающие болевую чувствительность?

Задача №9

В процессе эволюции, как полагают, с развитием более совершённых воспринимающих аппаратов и проводящих путей, сформировались два вида боли – протопатическая и эпикритическая. Но наряду с ноцицептивной системой, обеспечивающей болевые ощущения, в организме присутствует и антиноцицептивная система. Назовите основные признаки протопатической и эпикритической боли. Какую функцию выполняет антиноцицептивная система? Какие вы знаете опиатные пептиды?