Опыт Аристотеля
В процессе неоднократных воздействий на человека комплексных раздражителей в ЦНС формируется интегральный сенсорный образ этих раздражителей. Например, при взятии рукой карандаша его специфический сенсорный образ формируется в результате сочетанного поступления в ЦНС тактильной, проприоцептивной, зрительной информации. В последующем человек обучается быстро выделять знакомые комплексы раздражителей даже в ситуации ограничения сенсорного поступления возбуждений в ЦНС. Например, не глядя на предмет, на основании лишь ощущений прикосновения и давления человек в состоянии идентифицировать качественные характеристики предметов воздействия. Необходимо учесть, что идентификация свойств предметов при ограничениях объёма сенсорного воздействия должна протекать в условиях стандартного, т. е. обычного, воздействия предмета на органы чувств, в противном случае возможны ошибки, что можно иллюстрировать опытом Аристотеля.
Оснащение: металлический шарик диаметром 5—7 мм или горошина.
Содержание работы. Закройте глаза, зажмите маленький шарик (горошина) между указательным и средним пальцами. При этом возникает ощущение воздействия на кожу пальцев одного шарика. Перекрестите пальцы так, чтобы шарик был зажат между медиальной стороной указательного пальца и латеральной стороной среднего пальца. При этом создается ощущение воздействия на кожу пальцев двух шариков. Последнее связано с тем, что обращенные друг к другу кожные поверхности перекрещенных пальцев в обычных условиях одновременно раздражаются различными предметами, что приводит к образованию в ЦНС соответствующей ассоциативной связи.
Оформление протокола. Опишите свои ощущения при проведении опыта.
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
На основании каких признаков человек судит о направлении и скорости движения предметов, удаляющихся от него?
Задача №2
Расставьте ниже перечисленные участки кожи по степени возрастания чувствительности её к прикосновению: предплечье, спина, подошва, нос, кончики пальцев рук, губа, лоб.
Задача №3
У больного повреждены канальцы внутреннего уха. Может ли он дать отчёт о положении головы в пространстве?
Задача №4
На человека действует болевой раздражитель. Можно ли, не спрашивая отчёта об его ощущениях, узнать, что он чувствует боль?
Задача №5
Где легче определить направление источника звука – в воздухе или в воде?
Задача №6
Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчётливо чувствуем, что на этот палец села муха?
Задача №7
Как изменяется слух, если овальное окно в костной капсуле улитки закрыть жёсткой мембраной?
Задача №8
Назовите вещества, снижающие болевую чувствительность?
Задача №9
В процессе эволюции, как полагают, с развитием более совершённых воспринимающих аппаратов и проводящих путей, сформировались два вида боли – протопатическая и эпикритическая. Но наряду с ноцицептивной системой, обеспечивающей болевые ощущения, в организме присутствует и антиноцицептивная система. Назовите основные признаки протопатической и эпикритической боли. Какую функцию выполняет антиноцицептивная система? Какие вы знаете опиатные пептиды?