ТЕМА: Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора. Обонятельный, тактильный, температурный и ноцицептивный анализаторы.

Слуховой анализатор обеспечивает различение физических параметров звука – силы, высоты, тембра, локализации в пространстве, а также информационной сущности сигнала (речь, музыка, шум ветра и т.д.). Периферической частью слухового анализатора является наружное, среднее и внутреннее ухо. Проводящие пути представлены волокнами слуховой части преддверно-улитковых черепных нервов, адресованных к вестибулярным ядрам продолговатого мозга, нижним буграм четверохолмия, медиальным коленчатым телам таламуса. Корковый отдел слухового анализатора залегает в височных долях коры большого мозга. Различные отделы слухового анализатора обеспечивают ориентировочно-исследовательскую реакцию на звук, его элементарный анализ, опознание, различение интонаций речи, определение звуков речи.

Взаимодействие анализаторов (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного, температурного, вестибулярного, ноцицептивного) является непременным условием интегративной деятельности мозга, его способности распознавать предметы и явления внешнего мира в совокупности всех их признаков. Формирование целостных образов происходит благодаря взаимодействию анализаторов на всех, в том числе и на корковом, уровнях.

 

Цель занятия:

1) знать:

- строение, свойства наружного, среднего и внутреннего уха;

- механизм передачи звуковых колебаний;

- структурно – функциональную характеристику обонятельного, тактильного и температурного анализаторов;

- болевую сенсорную систему и её рецепторы, биологическое значение боли;

- антиноцицептивную систему.

2) уметь:

- определять остроту зрения;

- рисовать схемы строения и проводящих путей слухового анализатора;

- определять остроту слуха разговорной и шёпотной речью;

- определять чувствительные точки кожи.

 

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Слуховой анализатор. Наружное, среднее и внутреннее ухо, их строение и функции. Кортиев орган.

2) Структурно - функциональная характеристика слухового анализатора.

3) Кодирование информации в органе слуха (теория места, Гельмгольца, Бекеши).

4) Механизм передачи звуковых колебаний.

5) Локализация источника звука в пространстве. Бинауральный слух.

6) Структурно - функциональная характеристика обонятельного анализатора.

7) Структурно - функциональная характеристика температурного анализатора.

8) Структурно - функциональная характеристика тактильного анализатора.

9) Болевая сенсорная система, её рецепторы и биологическое значение. Виды болей, причины возникновения.

10) Антиноцицептивная система.

 

Задания для самостоятельной работы на занятии: