ЗАНЯТИЕ №17
Коллоквиум. Тестированию и обсуждению подлежат все вопросы предыдущих тем (11 – 16).
ЗАНЯТИЕ №18
ТЕМА: Структурно - функциональная характеристика анализаторов по Павлову. Зрительный анализатор и его структурно-функциональная характеристика. Вкусовой и вестибулярный анализатор.
Анализатор физиологический – термин, введённый И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности возбудимых структур центральной и периферической нервной системы, осуществляющих восприятие и анализ информации о явлениях окружающего мира и в самом организме.
Сенсорная система – совокупность образований центральной и периферической нервной системы, связанных нервными путями с рецепторами и друг с другом и обеспечивающих формирование ощущения. Функцией сенсорных систем является анализ раздражителей одной физической природы, который завершается кодированием внешнего или внутреннего сигнала. В отличие от классического представления об анализаторах, выполняющих исключительно афферентную функцию, понятие «сенсорной системы» включает эфферентные механизмы, с помощью которых организм может изменять чувствительность рецепторов для более адекватной оценки раздражителя и активного взаимодействия с внешней средой.
Ощущение – осознаваемое состояние, вызываемое действием раздражителя на соответствующую сенсорную систему (анализатор) и связанные с деятельностью коры большого мозга.
Зрительный анализатор – сложная система оптических и глазодвигательных центров и их связей, обеспечивающая восприятие, анализ и интеграцию зрительных раздражений. Глаз даёт человеку 90 % информации о внешнем мире. Тесная связь с другими сенсорными системами позволяет с помощью зрения на расстоянии получить представление о свойствах предмета, которые могут быть восприняты только другими рецепторами – вкусовыми, обонятельными, тактильными и другими.
Цель занятия:
1) знать:
- учение И.П. Павлова об анализаторах;
- классификацию анализаторов;
- виды и свойства рецепторов;
- структурно - функциональную характеристику зрительного анализатора;
- фоторецепторы, фотохимию зрительных пигментов;
- кодирование параметров стимула;
- структурно - функциональную характеристику вестибулярного и вкусового анализаторов.
2) уметь:
- определять цветовое зрение по пороговым таблицам;
- рисовать схемы проводящих путей зрительного анализатора;
- рисовать схемы строения зрительного, вестибулярного анализаторов.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Учение И.П. Павлова об анализаторах. Структурно - функциональная характеристика. Классификация анализаторов.
2) Рецепторы и их виды. Свойства рецепторов. Закон Вебера - Фехнера. Абсолютные и дифференциальные пороги.
3) Зрительный анализатор. Оптическая система глаза. Аномалии рефракции. Аккомодация. Бинокулярное зрение.
4) Строение глаза. Фоторецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке. Острота зрения. Поле зрения.
5) Кодируемые характеристики раздражителей в зрительном анализаторе.
6) Теории цветового зрения. Нарушения цветового зрения.
7) Структурно - функциональная характеристика вестибулярного анализатора.
8) Вкусовой анализатор и его структура. Вкусовые рецепторы. Вкусовая чувствительность. Механизм возникновения вкусовых ощущений.
Задания для самостоятельной работы на занятии: