ТЕМА: Физиология почек. Механизм мочеобразования и мочевыделения.
В ряду многочисленных функций почек выделительная является важнейшей. Благодаря непрерывно протекающим процессам ультрафильтрации, реабсорбции и секреции почки выводят в составе конечной мочи избыток воды, ионов, недоокисленные продукты метаболизма и др, что в конечном счёте поддерживает на оптимальном уровне жизненно важные показатели организма – осмоляльность плазмы, артериальное давление и многие другие.
Мочеобразование регулируется нервными, гуморальными и гемодинамическими факторами. Ультрафильтрация зависит от давления в капиллярах почечного тельца, которое в свою очередь регулируется в основном нервными влияниями. Другие этапы мочеобразования в основном гуморально зависимы. Кроме того, деятельность почек связана с регуляцией гемодинамики. С одной стороны, от величин гемодинамических констант крови, в частности артериального давления (АД), зависит процесс мочеобразования. С другой стороны, величина диуреза, выделение с мочой воды и соли определяют объём циркулирующей крови и величину АД. Поэтому в деятельности почек существуют регуляторные механизмы, участвующие в поддержании гемодинамических констант и обеспечивающие необходимый для мочеобразования уровень АД. При падении АД, недостатке соли и появлении гиповолемии (уменьшении объёма крови) активируется ренин-ангиотензиновая система. Основная роль данной системы в целостной регуляции гемодинамических показателей заключается в повышении АД, сохранении и задержке натрия, увеличении объёма внеклеточной жидкости.
Акт мочеиспускания можно рассматривать как результат самостоятельной поведенческой функциональной системы мочевыведения, которая складывается на основе формирования эмоционально окрашенной потребности с одновременным учётом социальных факторов.
Цель занятия:
1) знать:
- органы выделения: кожа, лёгкие, ЖКТ, почки;
- строение и функции почек;
- особенности кровоснабжения почек;
- процесс мочеобразования и мочевыделения;
- регуляцию мочеобразования;
- понятие фильтрации, реабсорбции, секреции;
- значение ангиотензиновой системы;
- поворотно-противоточную систему петли нефрона;
- количество и состав первичной и конечной мочи;
- порог выведения;
- понятие о почечном клиренсе.
2) уметь:
- освоить основные методы исследования общего анализа мочи и уметь анализировать полученные результаты;
- рассчитать скорость клубочковой фильтрации;
- рассчитать величину почечного кровотока;
- рассчитать клиренс креатинин;
- рассчитать уровень канальцевой секреции.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Органы выделения: кожа, лёгкие, ЖКТ, почки.
2) Функции почек.
3) Особенности кровоснабжения почек.
4) Нефрон как структурная и функциональная единица почек.
5) Клубочковая фильтрация. Фильтрационное давление. Скорость клубочковой фильтрации.
6) Процессы канальцевой реабсорбции.
7) Поворотно-противоточная система.
8) Канальцевая секреция.
9) Реабсорбция глюкозы, аминокислот, белков, мочевины, воды и солей.
10) Регуляция мочеобразования: нервная и гуморальная.
11) Почечные и внепочечные факторы регуляции.
12) Роль почек в регуляции кислотно – основного состояния.
13) Механизм мочевыведения.
14) Почечная недостаточность.
Задания для самостоятельной работы на занятии: