ТЕМА: Физиология сосудов. Функциональная система, поддерживающая постоянство АД.
Сосудистое русло представлено сложной системой транспортных, распределительных, обменных, ёмкостных и шунтирующих сосудов. Функциональное назначение каждого из видов сосудов обусловлено их микроструктурой – наличием эластических и мышечных волокон, особенностями базальной мембраны и эндотелия, а также степенью ветвления, наличием клапанов и др. Кровеносные сосуды тесно сопряжены с лимфатическими и вместе с ними обеспечивают, в конечном счёте оптимальный для жизнедеятельности тканевый и клеточный гомеостазис.
В организме человека существует сложнейшая и вместе с тем уникальная по своей целесообразности система регуляции кровяного давления. Трудно однозначно сказать, какой компонент в ней является главным – сосудистый, сердечный, гуморальный, нервный, эндокринный, почечный и др. Сложная «мозаика» включения различных звеньев регуляции обеспечивает адекватный потребностям организма органный и тканевый кровоток.
Функциональная система, поддерживающая АД – это динамическая, саморегулирующая организация, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено, и направленная на поддержание нормы АД (120/80).
Цель занятия:
1) знать:
- строение и функции сосудистой системы;
- классификацию сосудов;
- принцип строения микроциркуляторного русла;
- понятие функциональной системы, её основные компоненты и динамику работы;
- функцию и свойства барорецепторов;
- законы гемодинамики.
2) уметь:
- оценивать и интерпретировать основные показатели деятельности сердца и сосудов;
- измерять артериальное давление (АД) у человека аускультативным и пальпаторным методами, анализировать факторы его определяющих;
- исследовать артериальный пульс и его свойства (частоту, ритм, напряжение, наполнение) в покое и при функциональных нагрузках;
- нарисовать схему давления крови в разных отделах кровеносного русла;
- нарисовать сфигмограмму, показав в ней анакроту, катакроту, инцизуру, дикротический зубец, систолическое плато.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.
6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.
4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Классификация сосудов.
2) Микроциркуляция: структурные единицы микроциркуляторного русла.
3) Факторы, определяющие движение крови по сосудам.
4) Кровяное давление, методы его определения. Факторы, определяющие величину АД.
5) Линейная и объёмная скорости кровотока и методы их определения. Время полного кругооборота крови.
6) Функциональная система, поддерживающая АД (по К.В. Судакову).
7) Функция и свойства барорецепторов.
8) Сосудодвигательный центр.
9) Механизмы быстрого, небыстрого и медленного реагирования АД.
Задания для самостоятельной работы на занятии: