ТЕМА: Физиология мышц и синапсов. Механизм мышечного сокращения скелетной мышцы. Механизм передачи возбуждения в синапсах.

Мышечное сокращение является основной формой проявления нервной деятельности. Скелетные мышцы обеспечивают произвольные движения человека, мимику и другие акты, составляющие эфферентные исполнительные механизмы внешнего (поведенческого) звена целенаправленного поведения.

Гладкие мышцы внутренних органов и кровеносных сосудов ответственные за непроизвольные вегетативные реакции, направлены на поддержание оптимальных для метаболизма показателей гомеостаза.

Сердечная мышца – уникальная как по построению, так и по функциям, работает в качестве гемодинамического насоса на собственном автоматизме.

Согласно классификации Гассера - Эрлангера, нервные волокна по строению и скорости проведения возбуждения делят на три основные группы - А, В, С. Большинство нервов – смешанные, т.е. состоят из нервных волокон различных типов. Афферентные нервы являются преимущественно чувствительными, а эфферентные – двигательными. Проведение возбуждения по нервам подчиняется законам анатомической и функциональной целостности, двустороннего проведения возбуждения и др. Нерв обладает самой высокой функциональной лабильностью, имеет самый короткий период абсолютной рефрактерности и практически не утомляем.

Синаптическая передача возбуждения с нервного волокна на эффекторную клетку с помощью химических посредников (медиаторов) является наиболее совершенным способом передачи информации. Синапсы образуются и исчезают, участвуют в процессе научения (образование связей между различными отделами мозга), памяти, обеспечивают пластичность нервных центров. Постсинаптические мембраны являются точками приложения многих лекарственных средств.

 

Цель занятия:

1) знать:

- строение мышечной ткани;

- одиночное и тетаническое сокращения;

- молекулярный механизм мышечного сокращения скелетной мышцы;

- физиологические свойства гладких и скелетных мышц;

- морфо - функциональную классификацию синапсов и механизмы передачи информации через синапсы;

- строение и закономерности проведения возбуждения через нервно-мышечные синапсы;

- медиаторы и их физиологическое значение.

2) уметь:

- рисовать схемы регистрации мышечных сокращений;

- изобразить в виде схемы различные виды мышечных сокращений: одиночное, суммацию (гладкий и зубчатый тетанус);

- нарисовать структуру саркомера, актиновых и миозиновых нитей;

- рисовать схему, объясняющую особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам;

- рисовать схему, объясняющую строение нервно - мышечного синапса и механизмы проведения возбуждения через него;

- рисовать схему, объясняющую механизм формирования возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП) и тормозного постсинаптического потенциала (ТПСП);

- рисовать схему, объясняющую вследствие конформационных процессов в области белковых ионоселективных каналов изменение их проницаемости для различных ионов (возбуждающий и тормозной синапс).

 

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.

6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Общая физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

 

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Основные физиологические свойства и функции скелетной и гладкой мышц.

2) Структурно – функциональная характеристика скелетной и гладкой мышц.

Микроструктура актинового и миозинового филамента.

3) Молекулярный механизм мышечного сокращения скелетной мышцы.

4) Принципы управления мышечной активностью.

5) Виды сокращений: одиночное и тетаническое сокращения. Тетанус: гладкий и зубчатый. Оптимум и пессимум частоты и силы раздражения.

6) Сила и работа мышцы, контрактура.

7) Регуляция мышечной силы в организме человека.

8) Ультраструктура синапса.

9) Классификация синапсов.

10) Свойства синапсов.

11) Этапы и механизмы синаптической передачи.

12) Медиаторы: понятие, виды, свойства.

13) Рецепторы постсинаптической мембраны.

14) Эфапсы.

15) Классификация и свойства рецепторов. Понятие о рецептивном поле и рефлексогенной зоне.

 

 

Задания для самостоятельной работы на занятии: