ПРЕДИСЛОВИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Семёнова Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие для студентов медицинского института по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия»

Орёл – 2013

УДК 612 (072.8) Печатается по решению

С 302 редакционно-издательского совета

ФГБОУ ВПО «ОГУ»

Протокол №

Рецензент:доктор медицинских наук, профессор Лёшин В.В.

 

С 302. Семёнова Т.Н.

Методические рекомендации к практическим занятиям по нормальной физиологии. Учебно-методическое пособие.- Орёл.: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2013 – 142с.

 

В методических рекомендациях в систематизированном виде изложена информация по основным темам курса нормальной физиологии. Представленный материал является научно-методологическим базисом для последующего изучения студентами специализированных дисциплин.

Материал каждого практического занятия состоит из следующих основных разделов – цели темы, описания вопросов, подлежащих тестированию и обсуждению на занятии, заданий для самостоятельной экспериментальной исследовательской работы на занятии и ситуационных задач, выполняемых в заключительной части. Целью занятия является освоение студентом новых знаний по данной дисциплине.

В пособии изложены общие принципы учения об основных физиологических функциях организма.

 

© Семёнова Т.Н.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические рекомендации к практическим занятиям по нормальной физиологии подготовлены и излагались в соответствии с учебной программой, утверждённой Главным управлением высших учебных заведений и науки Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Практикум предназначен для проведения практических занятий по курсу «Нормальная физиология» по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». В целом данное пособие соответствует программе курса физиологии человека. В нём представлены разработки 23 занятий по следующим темам: физиология нервно - мышечной системы, центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы, физиология крови, пищеварения, дыхания, выделения, сенсорных систем, обмена веществ и энергии и т. д. Все занятия имеют общую структуру: тема, цель, литература, основные вопросы, подлежащие обсуждению и тестированию, ход выполнения практических работ, ситуационные задачи.

Физиология – наука экспериментальная и её изучение в высшем учебном заведении должно обязательно сопровождаться выполнением студентами практических работ, в ходе которых они получают непосредственное подтверждение теоретическим положениям, излагаемым в лекциях, приобретают навыки в постановке и проведении различных экспериментов. Во время выполнения практических работ студенты должны овладеть физиологическими, лабораторно - практическими методами и способами биотестирования. В основном практические работы являются экспериментальными и студенты должны их выполнять самостоятельно под руководством преподавателя. Время, необходимое на выполнение конкретного лабораторного занятия, зависит от его сложности. В связи с этим, определённая часть практических работ (физиология ВНД, выделения, сенсорных систем и т. д.) будет адресована для внеаудиторной самостоятельной работы студента.

Однако, строгий регламент не исключает индивидуального творческого подхода каждого преподавателя, пособие носит рекомендовательный характер. Вероятно, что базисные знания, полученные на практических занятиях, будут совершенно необходимы студенту для лучшего понимания и усвоения последующих клинических дисциплин.