Жиль Делез. Логика смысла (Первая половина)
Мишель Фуко THEATRUM PHILOSOPHICUM |
Раритет Деловая книга
Москва Екатеринбург
1998 1998
УДК16 ББК 87.4 Д29
Перевод Я. Я. Свирского Научный редактор А. Б. Толстов
Дел+з Ж. Логика смысла: Пер. с фр.- Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр.-М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. - 480 с.
ISBN 5-85735-095-6 ("Раритет") ISBN 5-88687-041-5 ("Деловая книга")
Книга крупнейшего мыслителя современности Жиля Дел+за посвящена одной из самых сложных и вместе с тем традиционных для философских изысканий теме: что такое смысл? Опираясь на Кэррола, Ницше, Фрейда и стоиков, автор разрабатывает оригинальную философскую концепцию, связывая смысл напрямую с нонсенсом и событиями, которые резко отличаются от метафизических сущностей, характерных для философской традиции, отмеченной связкой Платон-Гегель.
В книгу включена также статья М.Фуко, где дан развернутый комментарий произведений Дел+за "Логика смысла" и "Различение и повторение".
Книга выпущена при участии ЗАО "Академия-Центр"
c Я.И.Свирский, перевод, оформление, 1998.
c "Академическийпроект", 1998. c -Деловая книга", 1998
c -Раритет", 1998.
ISBN 5-88687-041-5 (" Деловая книга")
ISBN 5-85735-095-6 ("Раритет")
Содержание:
Предисловие переводчика.................................................................10
Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам.....................13
Первая серия парадоксов: чистое становление.......................15
Платонистское различие между вещами, обладающими мерой, и умопомешательством - Бесконечное тождество - Приключения Алисы или "события"
Вторая серия парадоксов: поверхностные эффекты.............19
Стоическое различие между телами, положениями вещей, бестелесными эффектами и событиями - Расщепление причинной связи - Вынесение на поверхность - Открытие поверхности в работах Льюиса Кэррола
Третья серия: предложение.........................................................29
Денотация, манифестация, сигнификация: их отношения и цикличность - Есть ли у предложения четвертое отношение? - Смысл, выражение и событие - Двойная природа смысла: выражаемое в предложении и атрибут положения вещей, упорство и сверх-Бытие
Четвертая серия: дуальности.....................................................44
Тела-язык, есть-говорить - Два вида слов - Два измерения предложения: денотация и выражение, поглощение и смысл - Две серии
Пятая серия: смысл................................................................... 49
Бесконечное размножение - Стерильное раздвоение - Нейтральность, или третье состояние сущности - Абсурд и невозможные объекты
Шестая серия: сериацця............................................................. 59
Сериальная форма и однородные серии - Их полагание - Точка схождения серий - парадокс Лакана: странный элемент (пустое место или пассажир без места) - Лавка Овцы
Седьмая серия: эзотерические слова.......................................... 67
Синтез сокращения в одной серии (коннекция) - Синтез координации двух серий (конъюнкция) - Синтез дизъюнкции, или разветвление серий: проблема слов-бумажников
Восьмая серия: структура........................................................ 75
Парадокс Леви-Стросса - Условия структуры - Роль сингулярностей
Девятая серия: проблематическое..............................................80
Сингулярности и события - Проблема и событие - Занимательная математика - Случайная точка и сингулярные точки
Десятая серия: идеальная игра...................................................87
Правила обычных игр - Необычная игра - Два прочтения времени: Эон и Хронос - Малларме
Одиннадцатая серия: нонсенс.....................................................97
Характеристики парадоксального элемента - Что значит для него быть нонсенсом; две фигуры нонсенса - Две формы абсурда (без значения), производные от парадоксального элемента - Соприсутствие смысл и нонсенса - Смысл как "эффект"
Двенадцатая серия: парадокс................................................... 107
Природа здравого смысла и парадокс - Природа общезначимого смысла и парадокс - Нонсенс, смысл и так называемая вторичная организация языка
Тринадцатая серия: шизофреник и маленькая девочка.... 117
Антонин Арто и Льюис Кэррол - Есть-говорить и шизофренический язык - Шизофрения и провал поверхности - Слово-страдание и его уничтоженные буквенные значимости, слово-действие и его неартикулируемые тонические значимости - Различие между нонсенсом глубины и нонсенсом поверхности, первичный порядок и вторичная организация языка
Четырнадцатая серия:двойная каузальность........................135
Бестелесные события-эффекты, их причины и квазипричины - Бесстрастность и генезис - Теория Гуссерля - Условия реального генезиса: трансцендентальное поле без Я, или центра индивидуации
Пятнадцатая серия: сингулярности....................................... 141
Битва - Трансцендентальное поле не может удерживать форму сознания - Безличные и до-индивидуальные сингулярности - Трансцендентальное поле и поверхность - Дискурс индивидуального, дискурс личности и дискурс без основания: существует ли четвертый дискурс?
Шестнадцатая серия: статичный онтологический генезис.......153
Генезис индивидуального: Лейбниц - Условие "со-возможности" мира или схождения серий (непрерывность) - Превращение события в предикат - От индивидуального к личности - Личности, свойства и классы
Семнадцатая серия: статичный логический генезис........... 164
Переход отношений предложения - Смысл и предложение - Нейтральность смысла - Поверхность и подкладка
Восемнадцатая серия: три образа философов........................174
Философия и высота - Философия и глубина - Новый тип философа: стоик - Геракл и поверхности
Девятнадцатая серия: юмор..................................................... 182
От сигиификации к денотации - Стоицизм и Дзен - Классический дискурс и индивидуальность, романтический дискурс и личность: ирония - Дискурс без основания - Дискурс сингулярностей: юмор или "четвертое лицо единственного числа"
Двадцатая серия: этическая проблема в философии стоиков............................. 191
Два полюса этики: физическое предсказание вещей и логическая способность представления - Представление, способность и выражение - Понимать, желать и представлять событие
Двадцать первая серия: событие...............................................198
Вечная истина события - Осуществление и контросуществление: актер - Два аспекта смерти как события - Значение выражения "желать события"
Двадцать вторая серия: фарфор и вулкан.........................205
"Крушение" (Фицджеральд) - Два процесса и проблема их различения - Алкоголизм и депрессивная мания - Дань психоделии.
Двадцать третья серия: Эон...................................................216
Характеристики Хроноса и их низвержение становлением глубины - Эон и поверхность - Организация, производная от Зона, и ее отличие от Хроноса
Двадцать четвертая серия: коммуникация событий.........225
Проблема алогичной несовместимости - Лейбниц - Позитивная дистанция и утверждающий синтез дизъюнкции - Вечное возвращение, Эон и прямая линия: более страшный лабиринт...
Двадцать пятая серия: единоголосие......................................235
Индивидуальность и событие - Продолжение вечного возвращения - Три значения единоголосия
Двадцать шестая серия: язык............................................. 240
Что делает язык возможным - Краткое резюме по поводу организации языка - Глагол и инфинитив
Двадцать седьмая серия: оральность................................245
Проблема динамического генезиса: от глубины к поверхности - "Позиции" согласно Мелани Клейн - Шизофрения и депрессия, глубина и высота, Симулякр и Идол - Первый шаг: от шума к голосу
Двадцать восьмая серия: сексуальность...........................257
Эрогенные зоны - Второй шаг динамического генезиса: формирование поверхностей и их координация - Образ - Природа Эдипова комплекса, роль генитальной зоны
Двадцать девятая серия: благие намерения всегда наказуемы........................... 266
Эдипово предприятие и его отношение к полаганию поверхности - Восстановить и возвратить - Кастрация - Намерение как категория - Третий шаг генезиса: от физической поверхности к метафизической поверхности (двойной экран)
Тридцатая серия: фантазм...................................................276
Фантазм и событие - Фантазм, Эго и сингулярности - Фантазм, слово и язык
Тридцать первая серия: мысль.............................................285
Фантазм, переход и начало - Супружеская пара и мышление - Метафизическая поверхность - Ориентация психической жизни, рот и мозг
Тридцать вторая серия: различные виды серий.................293
Серии и сексуальность: коннективные серии и эрогенная, зона, конъюнктивные серии и координация - Третья форма сексуальной серии, дизъюнкция и расхождение - Фантазм и резонанс - Сексуальность и язык: три типа серий и соответствующих им слов - От голоса к речи
Тридцать третья серия: приключения Алисы.................. 307
Напоминание о трех типах эзотерических слов Льюиса Кэррола - Сравнительные выводы из "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье" - Психоанализ и литература, невротический интимный роман и роман как произведение искусства
Тридцать четвертая серия: первичный порядок и вторичная организация...................314
Маятниковая структура фантазма: резонанс и вынужденное движение - От речи к слову - Конец динамического генезиса - Первичное и вторичное подавление - Сатирическое, ироническое, юмористическое